Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Матросовой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галанова Андрея Семеновича к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным приостановлении выплаты компенсации, обязании возобновить выплату компенсации
по кассационной жалобе Галанова Андрея Семеновича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 февраля 2020 года, Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, установила:
Галанов А.С. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным приостановлении выплаты компенсации, обязании возобновить выплату компенсации.
Решением Раменского городского суда Московской области от 3 февраля 2020 года исковые требования Галанова А.С. удовлетворены; признано незаконными действия Раменского управления Министерства социального развития Московской области по приостановлению выплаты Галанову А. С. ежемесячной денежной компенсации в размере 10 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ежемесячной денежной компенсации стоимости платы за электроэнергию, ежемесячной денежной компенсации платы за отопление; на Раменское управление Министерства социального развития Московской области возложена обязанность возобновить выплату Галанову А. С. ежемесячной денежной компенсации в размере 10 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ежемесячной денежной компенсации стоимости платы за электроэнергию, ежемесячной денежной компенсации платы за отопление с 1 июля 2019 года по "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 февраля 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконными действий Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по приостановлению выплаты Галанову А.С. ежемесячной денежной компенсации, в отмененной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Галанова А.С. о признании незаконными действий Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по приостановлению выплаты Галанову Андрею Семеновичу ежемесячной денежной компенсации отказано. Решение суда первой инстанции в части возложения на Раменское управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области обязанности возобновить выплату Галанову Андрею Семеновичу ежемесячной денежной компенсации в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ежемесячной денежной компенсации стоимости платы за электроэнергию, ежемесячной денежной компенсации платы за отопление с 01 июля 2019 г. по "адрес" изменить, изложить в следующей редакции: возложить на Раменское управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области обязанности возобновить выплату Галанову А.С. ежемесячной денежной компенсации в размере 100 процентов платы за содержание занимаемой общей площади жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; ежемесячной денежной компенсации стоимости платы за электроэнергию, ежемесячной денежной компенсации стоимости платы за отопление с 01 июля 2019 г. по "адрес".
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Галановым А.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 февраля 2020 года в части отказа в удовлетворении требований, как незаконного, ввиду допущенных судом нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Галанов А.С. является собственником "адрес", расположенной по адресу: "адрес" получателем мер социальной поддержки, состоит на учете в Раменском управлении социальной зашиты населения Министерства социального развития Московской области как работник культуры государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы в Московской области, работающий и имеющий место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.
В августе 2019 года Раменским управление Министерства социального развития Московской области выплата мер социальной поддержки Галанову А.С. была приостановлена, в связи с предоставлением информации ООО "Сафоновская УК" о наличии задолженности у Галанова А.С. по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 160 ЖК РФ, ст.ст. 1, 15 Закона Московской области от 23 марта 2006 г. N36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", дав оценку представленным в материалы дела доказательствам и установив, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину мер социальной поддержки; при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано; исходя из того, что достаточных, достоверных и убедительных доказательств наличия у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не представлено, напротив, истцом суду представлены квитанции, из которых следует ежемесячное выполнение им своей обязанности по оплате таких платежей; пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для приостановления истцу выплаты компенсации. Также возложил на Раменское управление Министерства социального развития Московской области обязанность возобновить Галанову А.С. ежемесячную денежную компенсацию.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда согласилась с решением суда первой инстанции в части возложения на Раменское управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области обязанности возобновить выплату Галанову А.С. ежемесячной денежной компенсации, изложив резолютивную часть в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, признавая решение суда первой инстанции об удовлетворении иска в части признания незаконными действий Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по приостановлению выплаты Галанову А.С. ежемесячной денежной компенсации не соответствующим требованиям закона и подлежащим отмене и принимая по делу новое решение об отказе в их удовлетворении, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда исходила из того, что в полномочия территориального подразделения социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области не входит осуществлять проверку законности наличия задолженности, в связи с чем имелись предусмотренные законодательством основания для приостановления истцу предоставления компенсаций.
Судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции в данной части основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как определено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 58 Правил).
Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "г" пункта 60 Правил).
Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело (пункт 62 Правил).
Согласно п. 31 ст. 1 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" педагогическим работникам государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, установлены меры социальной поддержки.
В силу с ч. 1 ст. 15 Закона Московской области лицам, указанным пункте 31 статьи 1 настоящего Закона (педагогические работники в сельской местности), а также членам их семьи, предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, за электроэнергию в пределах нормативов потребления и отопление.
Согласно Постановлению Правительства Московской области от 19.12.2017 года N 1082/46 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).
Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства), в которое поступило заявление о выплате компенсации получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению.
Пункт 18 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" предусматривает, что компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению.
В силу п.28 Постановления Правительства Московской области предоставление компенсации приостанавливается по решению руководителя территориального подразделения Министерства в случаях: неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 2 месяцев (по информации организаций жилищно- коммунального хозяйства).
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Нормы права, регулирующие отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению судом апелляционной инстанции при рассмотрении исковых требований Галанова А.С. не применены, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом апелляционной инстанции не установлены.
Как следует из материалов дела, представленных истцом доказательств, в том числе квитанций об оплате коммунальных услуг, какая-либо задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у Галанова А.С. отсутствует.
Доказательства, свидетельствующие о правомерности действий по отношению к Галанову А.С. при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при приостановлении выплаты субсидии, Раменским управлением Министерства социального развития Московской области не представлено.
Судом апелляционной инстанции, рассматривавшим дело по исковым требованиям Галанова А.С, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о проверке законности действий уполномоченного органа - Раменского управления Министерства социального развития Московской области - по приостановлению предоставления ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не учтены положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не допускающих приостановление предоставления мер социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без выяснения причин образования у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и не предусматривающих возможность приостановления и прекращения названной меры социальной поддержки, если задолженность имеет место, но она образовалась по уважительной причине. В связи с этим выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Галанова А.С. о признании незаконными действий Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по приостановлению выплаты ежемесячной денежной компенсации не могут быть признаны правомерными.
Частью 2 статьи 56 ГПК предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 ГПК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом названных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для данного дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
Эти обязательные требования процессуального закона, как усматривается из текстов обжалуемых судебных постановлений, судами при разрешении исковых требований Галанова А.С. о признании незаконным приостановлении выплаты компенсации выполнены не были, действительные правоотношения сторон спора не установлены.
Между тем по данному делу юридически значимыми подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Галанова А.С, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: к какой категории лиц, имеющих право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, относился Галанов А.С. и с какой даты, в каком размере ему была назначена и выплачивалась данная мера социальной поддержки; принималось ли Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области решение о приостановлении Галанову А.С. предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (дата этого решения); был ли Галанов А.С. в установленный срок в надлежащей форме уведомлен о данном решении с указанием оснований его принятия; имелась ли задолженность и период, за который у Галанова А.С. образовалась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт, размер этой задолженности; устанавливало ли Раменское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области до принятия решения о приостановлении предоставления Галанову А.С. субсидии причины возникновения (уважительные или неуважительные) у него задолженности; предлагалось ли Галанову А.С. органом социальной защиты погасить задолженность и в какие сроки или заключить соглашение о ее погашении; учитывались ли Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области при принятии решения о приостановлении Галанову А.С. предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг причины (уважительные или неуважительные) возникшей задолженности, материальное положение Галанова А.С. и наличие у него возможности по погашению указанной задолженности.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении требований Галанова А.С. в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили не установилназванные обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не оценил имеющиеся по делу доказательства, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместо выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, суд апелляционной инстанции ограничился лишь указанием на правомерность действий ответчика по приостановлению предоставления Галанову А.С. субсидии из-за наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, тем самым произвольно применил статьи 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нарушил требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе.
При этом Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области не были представлены, а судом апелляционной инстанции не истребованы обязательные, учитывая действующее правовое регулирование спорных отношений, документы о назначении, расчете, приостановлении предоставления Галанову А.С. субсидии, а также документы, свидетельствующие о выяснении органом социальной защиты в соответствии с положениями пункта 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг причин возникновения (непогашения) истцом задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с указанием периода и размера задолженности.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией гражданина права на меры социальной поддержки, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, которые установлены статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права Галанова А.С. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции о том, что Раменское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области правомерно приостановило Галанову А.С. выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не основаны на подлежащих применению к спорным отношениям нормах права.
При таких обстоятельствах определение суда апелляционной инстанции в части отмены решения суда первой инстанции и отказе Галанову А.С. в удовлетворении требований о признании незаконными действий Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по приостановлению выплаты, нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Галанова А.С, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в данной части и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 февраля 2020 года отменить в части отказа Галанову Андрею Семеновичу о признании незаконными действий Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по приостановлению выплаты компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Дело в данной части направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 февраля 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.