Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Курдюковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-514/2020 по иску Сапелкина Александра Федоровича к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о признании незаконным действий по исчислению размера жилищной субсидии государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат
по кассационной жалобе Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 19 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 26 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
установила:
Сапелкин А.Ф. обратился в суд с иском к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, в котором просил признать незаконными действия ответчика по исчислению размера жилищной субсидии государственного жилищного сертификата, выданного на его имя, выразившиеся в вычете квадратных метров, имеющихся в его собственности, в размере 15, 45 кв.м. из норматива общей площади жилого помещения для состава семьи из двух человек; возложить на Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области обязанность исчислить размер жилищной субсидии на состав семьи 2 человека из расчета норматива общей площади жилого помещения равном 42 кв.м, обязать ответчика выдать государственный жилищный сертификат, взамен ранее выданного от ДД.ММ.ГГГГ серии N N. Указал, что ему был выдан сертификат, который удостоверяет его право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Однако, социальная выплата была предоставлена за вычетом стоимости принадлежащих ему на праве собственности ? доли на жилой дом, что нарушает его конституционное право. Полагает, что поскольку он изъявил желание на передачу его доли в собственность муниципального образования, то в данном случае данная сумма подлежит включению в социальную выплату.
Решением Советского районного суда г. Орла от 19 мая 2020 г, с учетом определения этого же суда от 10 сентября 2020 г. об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 26 августа 2020 г, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 31 августа 2020 г. об исправлении описки, исковые требования Сапелкина А.Ф. удовлетворены. Действия Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по исчислению размера жилищной субсидии государственного жилищного сертификата, выданного на имя Сапелкина А.Ф, выразившиеся в вычете квадратных метров, имеющихся в его собственности, в размере 15, 45 кв.м. из норматива общей площади жилого помещения для состава семьи из двух человек, признаны незаконными. На Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области возложена обязанность исчислить размер жилищной субсидии на состав семьи 2 человека из расчета норматива общей площади жилого помещения равном 42 кв.м. Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области обязан выдать государственный жилищный сертификат, взамен ранее выданного от ДД.ММ.ГГГГ серии N N. Также с Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в пользу Сапелкина А.Ф. взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановления судебных инстанций, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг"" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - Правила) является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м. - на семью из 2 человек; по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно п. 16(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" условием выдачи сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, или в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил, проживающему в жилом помещении, принадлежащем указанному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Сапелкин А.Ф. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Сапелкину А.Ф. принадлежит "данные изъяты" доля в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: "адрес" "адрес".
Членом семьи Сапелкина А.Ф. является его супруга ФИО6
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", исходил из того, что истец относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", признав, что уменьшение социальной выплаты, причитающейся Сапелкину А.Ф, по тем основаниям, что последний имеет на праве собственности ? долю в вправе общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, и обязательство о сдаче в муниципальную собственность части жилого помещения вместе с участком, необходимым для обслуживания этой части, не представляется возможным, является незаконным, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 19 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.