Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2020 года гражданское дело N2-988/2020 по иску Власова ФИО7 к Департаменту социальной защиты Воронежской области, заместителю руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области Гладышевой ФИО8 о признании незаконным решения от 25 декабря 2019 года N 82-15/3902 об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, возложении обязанности произвести выплату задолженности начиная с 4 декабря 2012 года
по кассационной жалобе Власова ФИО9
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 3 сентября 2020 года
заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, судебная коллегия
установила:
Власов Г.С. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, заместителю руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области Гладышевой Г.Ф. о признании незаконным решения от 25 декабря 2019 года N 82-15/3902 об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, возложении обязанности произвести выплату задолженности начиная с 4 декабря 2012 года.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 28 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований Власова Г.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда 3 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Власова Г.С. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Власов Г.С. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах, в связи с чем обладает полномочиями на рассмотрение заявлений о предоставлении мер социальной поддержки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судами, Власов Г.С, как проходивший военную службу в КГБ СССР и СВР России, 4 декабря 2012 года был награждён ведомственной медалью Службы внешней разведки Российской Федерации "Ветеран службы", является ветераном военной службы, начиная с 4 декабря 2012 года, и получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 9 сентября 2017 года, пенсионер ФСБ.
18 сентября 2017 года Власов Г.С. обратился на прием в казенное учреждение Воронежской области "Управление социальной защиты населения Центрального района г.Воронежа" по вопросу предоставления мер социальной поддержки "Ветеранам военной службы", где ему было разъяснено, что он не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости, в связи с чем в назначении мер социальной поддержки было отказано. 3 сентября 2019 года в телефонном разговоре Власову Г.С. был разъяснен порядок предоставления мер социальной поддержки для ветеранов военной службы, дан аналогичный ответ.
9 декабря 2019 года Власов Г.С. обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области по вопросу предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов военной службы.
Из сообщения заместителя руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области Гладышевой Г.Ф. от 25 декабря 2019 года N82-15/3902 следует, что отсутствуют правовые основания для предоставления истцу мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда и ветеранов военной службы, как не достигшему предусмотренного законодательством возраста 60 лет.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Власова Г.С. о признании незаконным решения от 25 декабря 2019 года N 82-15/3902 об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, возложении обязанности произвести выплату задолженности начиная с 4 декабря 2012 года, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент социальной защиты Воронежской области не отнесен к категории органов субъекта Российской Федерации, уполномоченным, ответственным за назначение и выплату такой меры социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, при том, что ответ от 25 декабря 2019 года заместителя руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области на обращение Власова Г.С. от 9 декабря 2019 года носил исключительно информативный для заявителя характер, и повлечь для него каких-либо правовых последствий в виде нарушения его прав, свобод и законных интересов, не мог.
Принимая во внимание, что в отношении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрен заявительный характер, а истец в установленном законом порядке не обращался с необходимыми документами и по установленной форме с заявлением по месту своего жительства в КУ ВО "УСЗН Центрального района г.Воронежа", которое обладает полномочиями принимать решения о назначении денежной компенсации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушений прав и интересов истца, который не лишен права на обращение за назначением указанной компенсации.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением о том, что поступившее обращение истца рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке и сроки, истцу направлен полный и исчерпывающий ответ по существу поставленных в обращении вопросов в пределах предоставленных полномочий.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи (пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, регулируются Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года N103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области".
Как следует пунктов 1.1, 1.4 Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 года N 1132, пункта 2.2.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области", утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 июня 2013 года N 2076/ОД, Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные (казенные, бюджетные и автономные) учреждения, в отношении которых им исполняются функции и полномочия учредителя. Предоставление государственной услуги осуществляется департаментом социальной защиты Воронежской области. В предоставлении государственной услуги участвуют КУВО "ЦОДУСЗ" и КУВО "УСЗН района", АУ "МФЦ" и его филиалы, АУ ВО "ВОФСПН". Государственная услуга также предоставляется посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационной системы "Портал Воронежской области в сети Интернет".
Частью 2 статьи 56 ГПК предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
По данному делу для решения вопроса о том, являлся ли отказ Департамента социальной защиты Воронежской области в предоставлении истцу мер социальной поддержки неправомерным, юридически значимыми, подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Власова Г.С, их обоснования, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись обстоятельства: имел ли истец право на предоставление мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда и ветеранов военной службы.
Судебные инстанции при рассмотрении исковых требований Власова Г.С. в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили и не установили названные обстоятельства, имеющие значение для дела, не дали оценки имеющимся по делу доказательствам, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 ГПК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций, изложив в судебных постановлениях доводы Власова Г.С, приведенные в исковом заявлении, и обстоятельства, по его мнению, их подтверждающие, эти обстоятельства не установили, по существу исковые требования Власова Г.С, основанные на этих доводах, не рассмотрели.
Вместо выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, судебные инстанции, делая вывод о правомерности отказа в предоставлении истцу меры социальной поддержки, сослались лишь на то, что Власов Г.С. не обратился с письменным заявлением и необходимыми документами в КУВО "УСЗН Центрального района г.Воронежа".
Однако судебными инстанциями не учтено, что истец обращался в КУВО "УСЗН Центрального района г.Воронежа" по вопросу предоставления мер социальной поддержки 18 сентября 2017 года и 3 сентября 2019 года и ему указано на отсутствие права на назначение мер социальной поддержки по причине не достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, в связи с чем он вынужден был обратиться в исполнительный орган государственной власти Воронежской области, обеспечивающий разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области.
Ввиду изложенного выводы судебных инстанций о том, что отказ Департамента социальной защиты Воронежской области в предоставлении мер социальной поддержки не нарушает его права, поскольку истец не лишен права на обращение за назначением указанной компенсации в установленном законом порядке, являются неправомерными, сделанными с существенным нарушением норм материального и процессуального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов судов, изложенных в судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Судебной коллегии, изложенное свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией права на меры социальной поддержки, установленных для ветеранов труда и ветеранов военной службы, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ, и права Власова Г.С. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 3 сентября 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции -Ленинский районный суд г. Воронежа.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.В. Шеховцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.