Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Васильевой Т.Г, при секретаре Казуровой В.Н, с участием прокурора Лазаревой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-22/2020 по апелляционной жалобе административного истца Михалева Дениса Федоровича на решение Смоленского областного суда от 15 июля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Михалева "данные изъяты" к администрации Смоленской области о признании недействующим постановления администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 года N1145 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы" в редакции от 3 июля 2020 года в части указания на годы ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Синьковской Л.Г, заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 года N1145 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы (далее Региональная программа), опубликовано 20 января 2014 года в печатном издании: информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" N 1 (часть II). Указанное постановление в настоящее время действует в редакции от 3 июля 2020 года, опубликовано на официальном интернет - портале правовой информации www.pravo.gov.ru 6 июля 2020 года.
Михалев Д.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 года N1145 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы" в части указания на годы ввода в эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: "адрес"
В обоснование требований указал, что оспариваемое постановление противоречит части 3 статьи 169, части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и необоснованно возлагает на него обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт до ввода объекта в эксплуатацию.
Решением Смоленского областного суда от 15 июля 2020 года в удовлетворении требований Михалеву Д.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что на день включения первой части дома в региональную программу, секция, в которой расположена квартира, принадлежащая административному истцу, не была введена в эксплуатацию. Отсутствие в региональной программе сведений о вводе дома в эксплуатацию с обозначением блок-секций противоречит жилищному законодательству, поскольку лишает граждан на трёхлетний льготный период по отсрочке уплаты взносов за капитальный ремонт и является в этой части недействительной.
На доводы апелляционной жалобы Некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" поданы возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности судебного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец, административный ответчик, заинтересованные лица.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, не находит оснований к отмене решения суда исходя из следующего.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4), относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.
Постановлением администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 года N1145 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы.
Многоквартирный дом N5, переулок Ново-Чернушенский г. Смоленска включен в Региональную программу под N193.
Постановлением Администрации Смоленской области от 12 марта 2018 года N 124 "О внесении изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы" многоквартирный дом "адрес" включен в Региональную программу капитального ремонта под N "данные изъяты" с указанием двух дат его ввода в эксплуатацию - 2011, 2014 годы.
3 июля 2020 года Администрацией Смоленской области принято постановление N 395 "О внесении изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы".
Многоквартирный дом N 5 по переулку Ново-Чернушенский г. Смоленска включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы, под N 3403.
С учетом анализа указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, положений пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона N184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положений статей 36 и 45 Устава Смоленской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Региональная программа принята в пределах полномочий администрации Смоленской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установилпротиворечия оспариваемого положения, предусматривающего включение многоквартирного дома N5 по переулку Ново-Чернушенский г. Смоленска в Региональную программу, федеральному и региональному законодательству.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ (в соответствующей редакции) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Судом первой инстанции установлено, что Михалев Д.Ф. является собственником "адрес" на основании договора купли-продажи от 14 октября 2016 года, заключённого с Михалевой А.А.
Квартира расположена в многоквартирном жилом доме, которому присвоен адрес: "адрес" без деления на корпуса и литеры.
Совокупный анализ федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что Региональная программа формируется в отношении многоквартирных домов.
В Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятия многоквартирного дома.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
"ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утверждённый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 543-ст в пункте 3.21 определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Разрешением от 29 декабря 2011 года подтверждается ввод в эксплуатацию 1-й очереди строительства многоквартирного дома "адрес" разрешением от 31 октября 2014 года - 2-й очереди строительства данного многоквартирного дома (квартиры с N 41 по N 135 и с N 137 по N 294).
Суд первой инстанции установив, что названный многоквартирный жилой дом поочередно вводился в эксплуатацию, при этом первая очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию и многоквартирному дому присвоен адрес до принятия Региональной программы, правомерно признал обоснованным включение этого дома в оспариваемый перечень многоквартирных домов, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что секция многоквартирного дома, в которой расположена квартира, принадлежащая административному истцу, была введена в эксплуатацию после утверждения Региональной программы капитального ремонта, в связи с чем дом подлежал включению в данную Региональную программу при ее актуализации в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом материалов дела суд пришел к обоснованному выводу о неприменении указанной нормы жилищного законодательства к возникшим правоотношениям.
Введение второй секции многоквартирного дома в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, не свидетельствует о незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку включение такого объекта в Региональную программу ни федеральным, ни региональным законодательством в зависимость от очередности его ввода в эксплуатацию не поставлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда относительно довода административного истца о необоснованности начисления взносов на капитальный ремонт с даты включения многоквартирного дома в Региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, как не имеющими правового значения по настоящему административному делу, поскольку указанные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Указанные доводы подробно исследованы судом первой инстанции, не опровергают правомерность выводов суда и не могут являться основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены законного судебного акта.
Таким образом, решение Смоленского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского областного суда от 15 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Михалева "данные изъяты" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.