Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б, при секретаре судебного заседания Орловой Е.В, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-161/2019 по кассационной жалобе административного истца Оситковского А.Э. на решение Североморского гарнизонного военного суда от 15 июня 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 13 августа 2020 г. по административному иску военнослужащего войсковой части "данные изъяты" "звание" Оситковского Андрея Эдуардовича об оспаривании действий и решений должностных лиц федерального государственного казённого учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжильё"), которые повлекли внесение сведений об уменьшении общей площади предоставляемого заявителю жилого помещения в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
вышеназванным решением Североморского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда, отказано в удовлетворении административного иска Оситковского А.Э. с требованиями о признании незаконным решения (уведомления) ФГКУ "Северрегионжильё" от 23 апреля 2020 г. N 1/7-2/5109, в соответствии с которым административному истцу отказано в его просьбе об исключении сведений об уменьшении общей площади предоставляемого заявителю жилого помещения из единого реестра военнослужащих, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В поданной 24 сентября 2020 г. кассационной жалобе административный истец, полагая указанные судебные акты незаконными, просит их отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении требований его административного искового заявления.
Доводы кассационной жалобы Оситковского А.Э. идентичны приведённым им в апелляционной жалобе по настоящему делу, и аргументированы нормами статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") и статей 8, 51, 53, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые он самостоятельно анализирует и приходит к выводу, что истечение пятилетнего срока с момента отчуждения принадлежащей ему доли в праве собственности на жилое помещение позволяет при предоставлении жилищной субсидии её не учитывать.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив правовую позицию стороны административного истца по доводам кассационной жалобы, суд приходит к выводам об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении судебными инстанциями административного дела установлено и подтверждается его материалами, что Оситковский А.Э, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1992 г, проходит её и в настоящее время, заключив очередной (новый) контракт о прохождении военной службы до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, - по 26 июня 2020 г.
Во время прохождения военной службы, 7 марта 1996 г. Оситковскому А.Э. было предоставлено на основании ордера N... от администрации ЗАТО города "данные изъяты" жилое помещение по адресу: "АДРЕС" общей площадью 32, 3 кв.м. Эта квартира Оситковскому А.Э, его сыну ФИО1 и дочери ФИО2. передана в собственность в равных долях на основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от 30 октября 1996 г, а в мае 1997 года продана сторонним лицам.
В октябре 2019 г. Оситковский А.Э. обратился в ФГКУ "Северрегионжильё" с заявлением о принятии его в составе семьи из одного человека на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства, - посёлке "данные изъяты" края.
Решением данного органа от 10 декабря 2019 г. N 1/2-3/187 это обращение в части принятия военнослужащего Оситковсого А.Э. на жилищный учёт удовлетворено, однако на основании этого же решения в единый реестр внесены сведения об уменьшении на 10, 77 кв.м (то есть 1/3 доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного ему из государственного жилищного фонда) общей площади предоставляемого ему жилого помещения со ссылкой на указанные выше обстоятельства.
Административный истец 7 апреля 2020 г. обратился с заявлением, в котором просил исключить из единого реестра военнослужащих сведения об уменьшении общей площади предоставляемого ему жилого помещения, однако начальник ФГКУ "Северрегионжильё" уведомлением от 23 апреля 2020 г. N 1/7-2/5109 отказал Оситковскому А.Э. в этом.
Соответствующее решение жилищного органа Оситковский А.Э. оспорил, обратившись с административным исковым заявлением в гарнизонный военный суд.
Разрешая спорные правоотношения при таких установленных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правильно указали и верно истолковали нормы статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона, действовавшей на момент принятия оспоренного решения жилищным органом, статей 51, 53, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 г. N 76 (далее - Правила), а также учли разъяснения, данные в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". По итогам системного анализа применимых норм материального права судебные инстанции пришли к мотивированному выводу об отсутствии оснований для судебной защиты прав административного истца.
В силу пунктов 1, 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения вышеназванных действий или гражданско-правовых сделок.
В силу части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
При этом подпунктом "д" пункта 10 Правил учёта определено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Системный анализ положений статей 51, 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что бесплатная передача жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов в собственность граждан может иметь место лишь один раз, а при повторном предоставлении жилых помещений ранее предоставленное жилое помещение подлежит сдаче или соответствующему учету с уменьшением размера предоставляемого помещения либо норматива, применяемого при расчете жилищной субсидии.
Иной подход, на допустимости которого настаивает автор кассационной жалобы, состоял бы в противоречии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о том, что для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, пунктами 1 и 2.1 статьи 15 и статьёй 15.1 названного Федерального закона, устанавливающими единую норму предоставления площади жилого помещения, предоставляемого как в собственность бесплатно, так и по договору социального найма, а также обязывающими жилищные органы военного ведомства учитывать нормы Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии военнослужащих и членов их семей на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений лицам, состоящим на указанном учёте.
Именно такое толкование закона соответствует принципу недопустимости необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счёт средств федерального бюджета, который вытекает из правовой позиции, неоднократно высказанной в судебных определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в частности от 20.04.2017 N 890-О, от 27.06.2017 N 1267-О, от 28.09.2017 N 1949-О и N 1952-О, от 15.10.2018 N 2515-О и др.
Поскольку отчуждение административным истцом своей доли в праве собственности на квартиру по адресу: "АДРЕС", не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учёта ранее предоставленного на безвозмездной основе жилья, в том числе по истечении пятилетнего срока, предусмотренного статей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, то отказ об исключении сведений об уменьшении общей площади предоставляемого заявителю жилого помещения из единого реестра военнослужащих, изложенный в уведомлении ФГКУ "Северрегионжильё" от 23 апреля 2020 г. N 1/7-2/5109 является обоснованным.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Обжалуемые судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке. Эти доводы, по своей сути, получили надлежащую оценку при рассмотрении требований и обсуждении правовой позиции административного истца судебными инстанциями, правомерно ими отвергнуты с приведением убедительных мотивов.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 15 июня 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 13 августа 2020г, принятые по административному исковому заявлению Оситковского Андрея Эдуардовича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 17 ноября 2020 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.