Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Х. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу генерального директора ОАО "Дружба" Миренкова Н.И. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 8 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ОАО "Дружба" об оспаривании действий органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя ОАО "Дружба" по доверенности Мосьпан С.Н, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель ОАО "Дружба" по доверенности Мосьпан С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий управления Росреестра по Краснодарскому краю, выразившихся в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Просила обязать административного ответчика внести в ЕГРН соответствующие изменения.
Решением решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 8 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июня 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной генеральным директором ОАО "Дружба" Миренковым Н.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 24 сентября 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 октября 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя ОАО "Дружба" по доверенности Мосьпан С.Н, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Новоминского сельского округа Каневского района Краснодарского края от 29 января 1999 года N 10 "О предоставлении земельного участка АОЗТ "Дружба", 26 апреля 1999 года между администрацией Новоминского сельского округа и акционерным обществом закрытого типа "Дружба" был заключен договор аренды земельного участка N, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды на 49 лет земельный участок с кадастровым номером N, площадью 14, 70 га в с. Новоминская, с разрешенным использованием для производственной базы, целевое назначение земли населенных пунктов. Право аренды зарегистрировано в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Каневского района 26 апреля 1999 года.
Между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ОАО "Дружба" 7 июня 2010 года подписано дополнительное соглашение о переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 26 апреля 1999 года.
Предметом соглашения явилась уступка прежним арендодателем - администрацией муниципального образования Новоминского сельского поселения новому арендодателю - департаменту имущественных отношений Краснодарского края прав и обязанностей по договору аренды, заключенному между администрацией Новоминского с/о и АОЗТ "Дружба".
Стороны приняли новую редакцию договора, изложив пункт 1 договора в следующей редакции: арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 146 998 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Каневской район, в границах ЗАО ПЗ " "данные изъяты"", участок N примерно в 7, 15 от "данные изъяты" по направлению "данные изъяты", кадастровый номер N, разрешенное использование - для производственных нужд. Кадастровая стоимость земельного участка составила 1 529 502 рубля 82 копейки.
В качестве неотъемлемой части договора к нему был приложен кадастровый паспорт земельного участка.
В 2018 году ОАО "Дружба" получена выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:11:0204000:8, для которого была установлена новая категория земель - земли населенных пунктов и новая кадастровая стоимость в размере 8 783 149 рублей 62 копейки.
Изменение категории земель привело к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, являющейся базой для начисления ОАО "Дружба" арендной платы, в 5, 74 раза и увеличению ставки арендной платы с 0, 5% до 2%.
ОАО "Дружба" обратилось к главе Новоминского сельского поселения Каневского района Краснодарского края с письмом от 28 ноября 2018 года N 1096, в котором просило предоставить в отношении земельного участка копию утвержденного администрацией Краснодарского края акта о переводе земельного участка из категории земель земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель земли населенных пунктов, а также копии документов, которые были предоставлены в администрацию Краснодарского края для изменения категории земельного участка.
Администрацией Новоминского сельского поселения 19 декабря 2018 года сообщалось, что земельный участок включен в границу станицы Новоминской на основании решения Совета Новоминского сельского поселения от 20 июня 2011 года N 20 "Об утверждении генерального плана Новоминского сельского поселения". Генеральный план утвержден и согласован в установленном законом порядке с администрацией Краснодарского края. Соответственно, земельный участок переведен в категорию земель населенных пунктов на основании утвержденного генерального плана.
ОАО "Дружба" 23 января 2019 года и 5 марта 2019 года обращалось в прокуратуру Каневского района с целью получения правовой оценки изменения категории земель земельного участка. Прокуратурой Каневского района нарушений норм действующего законодательства при утверждении генерального плана Новоминского сельского поселения не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
На основании статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; - земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Исходя из нормы статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Земельный кодекс к установлению или изменению границ населенных пунктов относит утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Судами нижестоящих инстанций установлено, что 16 февраля 2011 года на основании постановления администрации Новоминского сельского поселения от 13 декабря 2010 года проведены публичные слушания по проекту генерального плана Новоминского сельского поселения, согласно которого, в том числе, рассматривался вопрос о включении в границу ст. Новоминской земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204000:8.
Решением Совета Новоминского сельского поселения от 20 июля 2011 года N20 "Об утверждении генерального плана Новоминского сельского поселения" земельный участок с кадастровым номером 23:11:0204000:8 включен в границу ст. Новоминской Каневского района.
На основании указанного решения и обращения администрации Новоминского сельского поселения от 27 декабря 2017 года управлением Росреестра по Краснодарскому краю осуществлена регистрация изменения категории земельного участка.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Административный истец в случае несогласия с изменением категории земельного участка вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установилфакт пропуска административным истцом процессуального срока для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Об изменении категории земельного участка административному истцу стало известно в 2018 году, а в суд ОАО "Дружба" обратилось только 10 июля 2019 года, то есть с нарушением трехмесячного процессуального срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного административного иска.
При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 8 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.