Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Косарева И.Э, судей Бетрозовой Н.В, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) к Бирину А.П. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, по кассационной жалобе Министерства обороны РФ на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 5 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Косарева И.Э, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Бирину А.П. об истребовании из его незаконного владения земельного участка N площадью 792 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, принадлежащего на праве собственности ответчику, в собственность МО РФ.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником спорного земельного участка в силу закона, поскольку земельный участок входит в состав военного городка К-1, который использовался МО РФ в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах связанных с разделом Черноморского флота пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от 28.05.1997, указан в Приложении N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. В соответствии со ст. 2 Соглашения, Украина передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой структуры, а также акваторию бухт в г. Севастополе, указанные в Приложении N 2.
Кроме того, постановлением Правительства г. Севастополя от 14.11.2014 утвержден порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства. Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что безвозмездной передаче в собственность РФ подлежит имущество, к фактическому использованию которого Черноморский Флот РФ приступил до вступления Республики Крым в состав РФ, на основании вышеуказанного Соглашения, к фактическому использованию которого приступили вооруженные силы Украины, используемое Министерством Обороны РФ, а также организациями и учреждениями, подведомственными МО РФ, для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, а также планируемое к использованию МО РФ, а также организациями и учреждениями, подведомственными МО РФ для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства. Военный городок К-1 фактически использовался Вооруженными силами РФ, на момент заключения указанного Соглашения, и передача в собственность земельного участка, расположенного в пределах землепользования ОК ДСК "Арзу" (СНТ "Арзу"), совершена в нарушение норм ст. 8, ст. 118 Земельного Кодекса Украины, при фактическом использовании земельного участка ВС РФ.
Несмотря на то, что предусмотренная Распоряжением Кабмина Украины от 21.12.2005 N 555-р комиссия для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в Приложении N 2 к Соглашению не завершила инвентаризацию земель, находящихся в пользовании Черноморского флота РФ, правовой статус спорного земельного участка подпадает под действие ст. 77 Земельного Кодекса Украины и ст. 93 Земельного Кодекса РФ - относя его к категории земель обороны, не подлежавших передаче в собственность ответчика.
Также истец указывает на то, что 20.03.2015 издано распоряжение Правительства Севастополя N 195-РП о передаче в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства имущества, в том числе, военного городка К-1.
25.03.2015 между Правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское ТУПО" МО РФ подписан акт приема-передачи военного городка К-1 в виде единого имущественного комплекса.
Согласно акту осмотра от 17.04.2019 земельного участка военного городка К-1, установлено, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка К-1, о чем стало известно истцу из указанного акта, а также при оформлении правоустанавливающих документов на военный городок К-1.
Ответчик в ходе рассмотрения дела против иска возражал.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 5 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований МО РФ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 февраля 2020 года решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 5 ноября 2019 года было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны РФ ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных постановлений со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что на момент предоставления в частную собственность Бирину А.П, спорный земельный участок фактически являлся частью земельного участка военного городка N К-1, который до передачи его в федеральную собственность использовался Черноморским флотом РФ на условиях аренды. Спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, поскольку Качинский поселковый Совет не был наделен полномочиями по распоряжению землями государственной собственности, не обладал соответствующей компетенцией и не имел правовых оснований для принятия решений о передаче третьим лицам части земельного участка военного городка N К-1. Суды необоснованно отклонили ходатайство истца о назначении и проведении судебной землеустроительной экспертизы, в связи с чем был сделан неверный вывод об отсутствии доказательств того, что земельный участок ответчика находится в пределах границ военного городка.
На земельном участке военного городка NК-1 располагается Аэродром Кача, который является основным аэродромом морской авиации Черноморского флота. Расположение земельных участков, переданных в собственность гражданам для индивидуального дачного строительства, в том числе и земельного участка ответчика, в границах военного городка, нарушает требования Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил, которые содержат соответствующие нормы и требования по эксплуатации аэродромов, в том числе, запрещающие строительство в районе аэродромов зданий и иных объектов, которые могут послужить угрозой для безопасности полетов и созданию помех в работе радиотехнического оборудования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах содержащихся в поданной жалобе доводов, в отсутствие извещенных в порядке ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, но неявившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отклоняя иск с учетом всех обстоятельств по делу, исследовав представленные сторонами доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, руководствуясь положениями статей 301, 302 ГК РФ, статей 81, 116, 118, 149 Земельного кодекса Украины (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статей 6.1, 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том что спорный земельный участок первоначально был передан в собственность Кириченко Н.А. на основании решения органа местного самоуправления, а в дальнейшем право собственности на него перешло к ответчику Бирину А.П. на основании возмездной сделки, тогда как незаконность приобретения права собственности на спорный земельный участок, а также вхождение его в состав земель военного городка К-1 на момент предоставления в собственность истцом не доказаны.
В силу положений статей 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Согласно статье 12 ФКЗ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденному Постановлением Правительства города Севастополя от 7 августа 2014 года N 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, содержит статья 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", введенная Законом города Севастополя от 11 июня 2019 года N 512-ЗС.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N от 3 июля 2007 года земельный участок общей площадью 10 га для дачного строительства, расположенный в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, был передан в аренду ОК ДСК "Арзу" сроком на 50 лет.
Решением Качинского поселкового Совета N 810 от 12 сентября 2008 года Кириченко Н.Я. как члену ОК "ДСК "Арзу" передан в собственность земельный участок N, площадью 0, 0792 га расположенный по адресу: "адрес", целевое назначение: для индивидуального дачного строительства.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 24 марта 2009 года, земельному участку присвоен кадастровый N.
Согласно сведений Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество следует, что на основании нотариального договора купли-продажи земельного участка, собственником спорного земельного участка N с 25.09.2013 является Бирин А.П.
Сведения о земельном участке в настоящее время внесены в ЕГРН РФ, имеют статус "актуальные, ранее учтенные", вид разрешенного использования "для индивидуального дачного строительства", участку присвоен кадастровый N.
Решением Исполкома Качинского поселкового Совета от 26 декабря 2012 года N12/10 земельным участкам, расположенным в границах ОК ДСК "Арзу" для индивидуального дачного строительства присвоен почтовый адрес: "адрес" номер земельного участка по схеме, утвержденной Управлением архитектуры и градостроительства.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24 июля 2018 года N10224-РДЗ вид разрешенного использования земельного участка площадью 16261 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", установлен как "ведение дачного хозяйства".
В обоснование исковых требований указано на то, что спорный земельный участка N, площадью 792 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", находится в составе земель военного городка К-1, находящихся в пользовании Черноморского Флота РФ на основании межправительственных соглашений между Российской Федерации и Украиной.
Однако, отклоняя иск, суды обоснованно исходили из того, что земельный участок передан в собственность Кириченко Н.А. на основании решения органа местного самоуправления, а в дальнейшем право собственности на земельный участок перешло к ответчику Бирину А.П. на основании возмездной сделки, при том, что незаконность приобретения права собственности на спорный земельный участок, а также вхождение его в состав земель военного городка К-1 на момент предоставления в собственность истцом не были доказаны.
Кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку считает их обоснованными, мотивированными ссылками на представленные доказательства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
При разрешении спора установлено, что спорный земельный участок на момент предоставления в собственность Кириченко Н.А. входил в территорию поселка Кача, в пределы землепользования ОК "ДСК "Арзу" в составе земель, предоставленных на основании решения Качинского поселкового Совета от 25.05.2007 N414 в аренду ОК "ДСК "Арзу", на основании договора аренды земельного участка от 27.06.2007, зарегистрирован 03.07.2007 ГП "ЦГЗК" N.
В соответствии с заключением Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении материалов согласования места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10, 0 га для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, согласно акта выбора и согласования места расположения земельного участка от 06.11.2006, усматривается, что собственником (пользователем) изымаемого земельного участка является Качинский Поселковый Совет, земель обороны нет.
Согласно справке Севастопольского городского филиала государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" от 11 декабря 2006 года по данным государственного земельно-кадастрового учета по состоянию на 11 декабря 2006 года на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) на основании положений статей 125, 126 Земельного кодекса Украины зарегистрированы не были.
Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 02 апреля 2007 года утверждено заключение государственной экспертизы землеустроительной документации от 02 апреля 2007 года N1444/07 согласно которой проект землеустройства N по отводу земельного участка ОК ДСК "Арзу" площадью 10 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства оценен положительно и отвечает нормативно-технической документации. В соответствии с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документами, предоставленными к технической документации, усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта п. Кача.
Согласно письму 1997 Отделения морской инженерной службы (ОМИС) Министерства обороны РФ от 21 мая 2007 года N1231 вопрос границ земель, используемых Черноморским флотом, не входит в компетенцию 1997 ОМИС, относится к компетенции Управления земельных ресурсов города Севастополя.
План земельного участка, отводимого под дачно-строительный кооператив, ориентировочной площадью 10, 0 га был согласован в мае 2006 года с начальником ВВС Черноморского флота, начальником штаба ВВС ЧФ, начальником гарнизона Кача, командиром войсковой части 49311. Какие-либо указания на вхождение отводимого земельного участка в состав военного городка К-1 отсутствуют, охранные зоны инженерных коммуникаций согласованы также с войсковыми частями 49311, 40136, 10496 с указанием на отсутствие каких-либо коммуникаций и сетей войсковых частей в границах отводимого земельного участка.
Согласно пункту 12 переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Таким образом, право собственности Кириченко Н.А. на спорный земельный участок, находящийся в границах ОК ДСК "Арзу", возникло на основании решения уполномоченного органа - Качинского поселкового Совета от 12.09.2008 N810 и было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок за Кириченко Н.А. свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий сомнений у регистрирующего органа, не вызывала.
Право собственности Бирина А.П. на земельный участок возникло на основании возмездной сделки, в отсутствие каких-либо обременений в отношении объекта недвижимости. Сделка совершена сторонами с соблюдением установленной законом формы, земельный участок перешел от продавца к покупателю, который зарегистрировал право собственности в установленном законом порядке.
Учитывая, что документы, послужившие основанием для передачи спорного земельного участка в собственность Кириченко Н.А. подтверждают расположение земельного участка в п. Кача в пределах ОК "ДСК "Арзу", предполагают его использование для индивидуального дачного строительства, не содержат сведений об отнесении участка к землям специального назначения, следовательно в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок Бирин А.П. не мог предполагать, что спорный земельный участок может относится к землям военного городка К-1, оснований расценивать поведение ответчика как недобросовестное у судов нижестоящих инстанций правомерно не имелось.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент издания распоряжения Качинского поселкового Совета 18.06.2009) земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины "Об использовании земель обороны" войсковым частям для выполнения возложенных на них функций земельные участки передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины. Особенности предоставления земельных участков войсковым частям определяются Кабинетом министров Украины.
В силу части 3 статьи 2 Закона Украины "Об использовании земель обороны" размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
Как видно из дела, инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота РФ, указанных в приложении N 2 к Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота, предусмотренная распоряжением Кабинета министров Украины от 21 декабря 2005 года N 555-р, не была завершена.
Следовательно, разрешая спор, суды верно исходили из установления обстоятельств того, что доказательства предоставления истцу в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных в 1994 году при инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, под расположение военного городка К-1 в соответствии с положениями Земельного кодекса Украины, определения границ земельного участка военного городка К-1 в материалах дела отсутствуют.
Документы, на которые ссылается истец в обоснование обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка К-1, содержат неоднозначную информацию о составе и площади военного городка К-1.
Согласно приложению N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота РФ в пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указан "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1 138, 54 га.
Поскольку в приложении N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, не указаны площади каждого военного городка, указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1 138, 54 га вошли земельные участки нескольких военных городков К-1, 2, К-4, названные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка в размере 1 138, 54 га исключительно с площадью земельного участка военного городка К-1.
Перечень имущества военного городка К-1 согласно приложению N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка К-1, указанному в приложении N 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП.
Из акта выбора и согласования места расположения земельного участка, следует, что на момент согласования ОК ДСК "Арзу" места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10, 0 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, земельный участок освоен, используется гражданами под огородничество более 20 лет, на земельном участке имеются сети водопровода и электроснабжения, грунтовые проезды, многолетние насаждения (деревья фруктовых пород), ограждения из сетки.
Следовательно, довод истца о том, что земельный участок ответчика на момент предоставления в собственность входил в состав земельного участка военного городка К-1, использовавшегося Черноморским флотом РФ как аэродром постоянного базирования Кача, исследованным судами по правилам ст.ст. 56 и 67 ГПК РФ материалам дела не соответствовал.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации N75-р от 1995 года "Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П.Осипенко и расширении границ поселка Кача", прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га.
Решением командующего Черноморским флотом от 12 мая 1997 года N45/134 "О сокращении площадей земельных участков, находящихся в пользовании войсковых частей флота", утверждены представленные командирами войсковых частей дополнительные предложения по сокращению площадей земельных участков, отведенных в постоянное пользование. В соответствии с приложением N1 к указанному решению земельный участок военного городка К-1, используемый войсковой частью 49311, площадью 43, 8 га подлежит изъятию и передаче местным органам власти, в пользовании войсковой части остается земельный участок площадью 1089, 3 га.
Решением Севастопольского городского Совета N932 от 5 мая 2011 года утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включив в себя территорию ДСК "Арзу".
Таким образом, в связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им. П. Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.
В связи с изложенным при отсутствии достоверных сведений о наложении границ земельных участков сторон следует признать обоснованными выводы судов о нецелесообразности назначения по делу землеустроительной экспертизы. Соответствующие доводы кассационной жалобы истца были предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания, поскольку иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
При установленных обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 5 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства Обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.