Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Косарева И.Э, судей Бетрозовой Н.В, Брянского В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) к Лагута А.Н. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, по кассационной жалобе Министерства обороны РФ на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 09 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Косарева И.Э, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Лагута А.Н. об истребовании из незаконного владения ответчика земельного участка N площадью 687 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, в собственность МО РФ.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является собственником спорного земельного участка в силу закона, поскольку земельный участок входит в состав военного городка N К-1, который использовался Министерством обороны РФ в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от 28 мая 1997 года, указан в приложении N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. На момент заключения Соглашения, военный городок NК-1 фактически использовался Вооруженными Силами РФ. Инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота РФ, указанных в приложении N2 к Соглашению, предусмотренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года N 555-р не была завершена. В соответствии с положениями статьи 77 Земельного кодекса Украины и статьи 93 Земельного кодекса РФ спорный земельный участок относится к землям обороны, не мог быть передан органом местного самоуправления ответчику в собственность. Решение органа местного самоуправления о передаче в собственность земельного участка площадью 687 кв.м, расположенного в пределах землепользования ОК ДСК "Арзу" (ДНТ "Арзу"), принято в нарушение норм статей 8, 118 Земельного кодекса Украины, при фактическом использовании земельного участка Вооруженными Силами РФ.
Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП в соответствии с порядком (безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 14 ноября 2014 года N 483, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок N К-1. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (далее - ФГКУ "Крымское ТУПО" МО РФ) подписан акт приема-передачи военного городка N К-1 в виде единого имущественного комплекса. Согласно акту осмотра от 17 апреля 2019 года N 11 земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка N К-1. Истец указывает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, являлся частью земельного участка военного городка N К-1 Черноморского флота РФ и подлежит истребованию из чужого незаконного владения по основаниям статей 301, 302 Гражданского кодекса РФ.
Ответчик в лице своего представителя, представлявшего также СНТ "Арзу", против иска возражала, ссылаясь на то, что принадлежащий ей участок в состав земель военного городка К-1 не входит.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 09 декабря 2019 года Министерству обороны РФ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене вступивших в законную силу постановлений суда первой и апелляционной инстанций. Истец поясняет, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что земельный участок передан в собственность ответчика на основании решения органа местного самоуправления, истцом не доказана незаконность приобретения ответчиком права собственности на спорный участок, не представлено доказательств вхождения данного земельного участка в состав земель военного городка К-1 на момент предоставления в собственность ответчику. Однако истец считает, что на момент предоставления в частную собственность ответчику, спорный земельный участок фактически являлся частью военного городка N К-1. Министерство обороны РФ не согласно с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии доказательств отнесения земельного участка к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц. Ссылается на то, что военный городок N К-1, до передачи его в федеральную собственность по распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП, использовался Черноморским флотом на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины и Соглашения о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота от 28 мая 1997 года, на условиях аренды. Согласно Приложению N 2 к Соглашению о параметрах раздела Черноморского флота в Перечень объектов Черноморского флота РФ в городе Севастополе, вошел земельный участок военного городка К-1 общей площадью 1138, 54 га, "пункт 21 Объекты авиации подпункт 1 Аэродром пост. базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов - мишеней".
На момент принятия распоряжения Севастопольской государственной администрации, военный городок N К-1 находился в ограниченном обороте в силу специального статуса, обусловленного нормами международных Соглашений. Указывает, что каких-либо изменений относительно площади либо места расположения военного городка N К-1 в межгосударственное Соглашение 1997 года по специально предусмотренной процедуре за весь период его действия не вносилось. В связи с чем, Минобороны не согласно с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии доказательств отнесения земельного участка к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц. Также указывает, что в силу требований действующего законодательства Украины (ст. 19 Конституции Украины, ст.25 Закона Украины "О местном самоуправлении Украины", ст.ст. 8, 9, 84, 118 Земельного кодекса Украины), Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями государственной собственности, не обладала соответствующей компетенцией и не имела правовых оснований для принятия решений о передаче третьим лицам части земельного участка военного городка N К-1, относящегося к государственной форме собственности Украины и находящегося в аренде у Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы считает неверным вывод судов о том, что сам по себе факт приобретения ответчиком спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования (города Севастополя), принятого с превышением компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, не может являться достаточным основанием для лишения ответчика прав в отношении земельного участка, поскольку владение ответчиком спорным земельным участком не может быть признано незаконным.
Полагает также неверным указание судов на недоказанность истцом факта нахождения земельного участка в собственности истца и выбытия земельного участка, принадлежащего ответчику, из собственности истца на момент его передачи в собственность ответчика. Считает, что суды необоснованно отклонили ходатайство истца о назначении и проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы, что нарушило его права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ. Поскольку юридически значимым по данному делу обстоятельством является местоположение земельного участка истца и факта наложения на него земельного участка ответчика, без проведения землеустроительной экспертизы в данном случае решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Кроме того, указывает, что судом не принята во внимание представленная выписка из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель. Территория земельного участка ответчика находится в запретной зоне, так как располагается на территории, непосредственно примыкающей к территории склада боеприпасов. Ссылается на то, что судом не принято во внимание наличие на спорном земельном участке военного городка К-1 зданий находящихся в собственности Министерства обороны РФ. В связи с указанными нарушениями заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение, при котором провести необходимую землеустроительную экспертизу.
В суд кассационной инстанции представитель Министерства обороны РФ, ответчик Лагута А.Н, ее представитель, представители третьих лиц, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. Ответчиком представлены письменные возражения в отношении поступившей кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, определив в порядке ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при установленных обстоятельствах дела предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не имеется.
Согласно ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационном судом общей юрисдикции являются несоответствие выводам суда содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено, что решением Качинского поселкового Совета N 237 от 24 октября 2006 года дано согласие ДСК "Арзу" на сбор материалов предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка ориентировочной площадью 10 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства.
На основании заявления ДСК "Арзу", положительного заключения Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов по материалам согласования места расположения земельного участка от 21 декабря 2006 года N 03/177, комплексного градостроительного заключения от 21 декабря 2006 года N3301/4-1, статей 12, 124, 125, 126 Земельного кодекса Украины, статьи 50 Закона Украины "О землеустройстве", Качинский поселковый Совет решением N280 от 26 декабря 2006 года дал согласие ДСК "Арзу" на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 10 га для дачного строительства в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона.
Проект землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 10 га для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, разработан Государственным предприятием "Севастопольский геодезический центр", утвержден решением Качинского поселкового Совета N 414 от 25 мая 2007 года, земельный участок передан в аренду ОК ДСК "Арзу" сроком на 50 лет в соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Качинского поселкового Совета от 14 сентября 2007 года N542 Кривенок В.А, как члену ОК ДСК "Арзу", передан в собственность земельный участок N, расположенный по адресу: "адрес" целевое назначение - для индивидуального дачного строительства.
Кривенок В.А. была разработана техническая документация на земельный участок.
На основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 19 ноября 2009 года, право собственности на земельный участок площадью 0, 0687 га, расположенный по адресу: "адрес", целевое назначение - для индивидуального дачного строительства, перешло к Лагута А.Н.
Лагута А.Н. был выдан государственный акт на право собственности на земельный участок площадью 0, 0687 га от 18 марта 2010 года, земельному участку был присвоен кадастровый N.
В настоящее время право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, сведения о земельном участке ответчика внесены в ЕГРН, имеют статус "актуальные, ранее учтенные", земельному участку присвоен кадастровый N.
Заявляя требование об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения ответчика Лагута А.Н, истец ссылается на расположение спорного земельного участка N в составе земель военного городка NК-1, находящихся в пользовании Черноморского Флота РФ на основании межправительственных соглашений.
В приложении N2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указаны "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138, 54 га.
Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года N195-РП в соответствии с порядком безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 14 ноября 2014 года N 483, в федеральную собственность Российской Федерации передано имущество, в том числе военный городок К-1.
25 марта 2015 между Правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское ТУПО" МО РФ подписан акт приема-передачи военного городка NК-1, площадью земельного участка 1139, 646 га (из которых 1137, 87 га, "адрес" в виде единого имущественного комплекса.
Согласно акту осмотра, составленному представителями ФГКУ "Крымское ТУПО", N11 от 17 апреля 2019 года земельных участков военного городка NК-1, расположенных по адресу: "адрес", установлено, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка N К-1.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, и оценив доказательства по правилам статей 55, 59-61, 67, 79, 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 301, 302 Гражданского кодекса РФ, 81, 116, 118, 149 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, статьи 12 ФКЗ РФ от 21 марта 2014 года N6 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, с такими выводами соглашается.
В ходе рассмотрения дела, судом достоверно установлено, что при рассмотрении материалов согласования места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10, 0 га для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, выявлено, что испрашиваемый ОК "ДСК "Арзу" земельный участок расположен в границах населенного пункта Кача, что подтверждается актом выбора земельного участка, согласованным управлением градостроительства и архитектуры СГГА, место расположения и целевое назначение земельного участка соответствует генплану поселка Кача, участок освоен, используется гражданами под огородничество более двадцати лет, имеются многолетние зеленые насаждения, согласно справке Севастопольского городского филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" от 11 декабря 2006 года по данным государственного земельно-кадастрового учета по состоянию на 11 декабря 2006 года на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) согласно требованиям статей 125, 126 Земельного кодекса Украины не зарегистрированы.
Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 2 апреля 2007 года утверждено заключение государственной экспертизы землеустроительной документации от 2 апреля 2007 года N 1444/07, согласно которому проект землеустройства N 07-003 по отводу земельного участка ОК "ДСК "Арзу" площадью 10 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства оценен положительно и отвечает нормативно-технической документации. В соответствии с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документами, предоставленными к технической документации, усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта п. Кача.
Согласно письму Отделения морской инженерной службы (ОМИС) Министерства обороны РФ от 21 мая 2007 года N1231 вопрос границ земель, используемых Черноморским флотом, не входит в компетенцию ОМИС, относится к компетенции Управления земельных ресурсов города Севастополя.
Кроме того, план земельного участка, отводимого под дачное товарищество, ориентировочной площадью 10, 0 га согласован в мае 2006 года с начальником Военно-Воздушных сил Черноморского флота, начальником штаба ВВС ЧФ, начальником гарнизона Кача, командиром войсковой части 49311. Какие-либо указания на вхождение отводимого земельного участка в состав военного городка NК-1 отсутствуют. Охранные зоны инженерных коммуникаций согласованы также с войсковыми частями 49311, 40136, 10496 с указанием на отсутствие каких-либо коммуникаций и сетей войсковых частей в границах отводимого земельного участка.
Земельный участок передан в собственность на основании решения органа местного самоуправления, а истцом не доказана незаконность приобретения Кривенок В.А, а в последующем Лагута А.Н, права собственности на спорный земельный участок и вхождение его в состав земель военного городка NК-1 на момент предоставления в собственность правопредшественнику ответчика.
Документы, на которые ссылается истец в обоснование обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка К-1, содержат неоднозначную информацию о составе и площади военного городка К-1.
Так, согласно приложению N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота в пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указан "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1 138, 54 га.
Поскольку в приложении N 2 к Соглашению не указаны площади каждого военного городка, а приведена только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1 138, 54 га вошли земельные участки нескольких военных городков, названные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1 138, 54 га) исключительно с площадью земельного участка военного городка К-1.
Перечень имущества военного городка К-1 согласно приложению N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка К-1, указанному в приложении N 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП.
Следовательно, довод представителя Министерства обороны РФ о том, что земельный участок ответчика на момент предоставления в собственность входил в состав земельного участка военного городка К-1, использовавшегося Черноморским флотом РФ как аэродром постоянного базирования Кача, несостоятелен. Кроме этого, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации N75-р от 1995 года "Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П. Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га.
Решением Севастопольского городского Совета N932 от 05 мая 2011 года, утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселок Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселок Кача увеличились, включая в себя территорию ДСК "Арзу".
Решением командующего Черноморским флотом от 12 мая 1997 года N45/134 "О сокращении площадей земельных участков, находящихся в пользовании войсковых частей флота", утверждены представленные командирами войсковых частей дополнительные предложения по сокращению площадей земельных участков, отведенных в постоянное пользование. В соответствии с приложением N1 к указанному решению земельный участок военного городка К1, используемый войсковой частью 49311 (п. Кача) площадью 43, 8 га подлежит изъятию и передаче местным органам власти, в пользовании войсковой части остается земельный участок площадью 1089, 3 га.
В связи с изложенным при отсутствии достоверных сведений о наложении границ земельных участков сторон следует признать обоснованными выводы судов о нецелесообразности назначения по делу землеустроительной экспертизы. Соответствующие доводы кассационной жалобы истца были предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания, поскольку иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Таким образом, нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 09 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 марта 2020 года, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Э. Косарев
Судьи: Н.В. Бетрозова
В.Ю. Брянский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.