Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей: Макаровой Е.В, Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное), ФГУП "Почта Крыма" о признании действий (бездействия) незаконными и необоснованными по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Севастополе (межрайонное), ФГУП "Почта Крыма" о признании действий (бездействия) незаконными и необоснованными, выразившиеся в отказе в удовлетворении требований об использовании документов иностранного государства при получении пенсии, взыскании в качестве компенсации морального и материального вреда денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец ФИО1 ссылается на то, что при вынесении решения и апелляционного определения нарушены его гражданские и политические права, в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене.
В судебное заседание Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не явился ответчик ФГУП "Почта Крыма", просил рассмотреть дело без участия представителя ФГУП "Почта Крыма"
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами, ФИО1 является получателем пенсии по старости, выплатное (пенсионное) дело N с 01 января 2015 года принято и поставлено на учет в управлении Пенсионного фонда по городу Севастополю для дальнейшего осуществления пенсионного обеспечения истца.
Согласно выплатному (пенсионному) делу истец является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом серии N, выданным 28 марта 2014 года Федеральной миграционной службой (код подразделения N).
С августа 2019 года на основании заявления ФИО1 доставка пенсии осуществляется через отделение почтовой связи Севастополь N, на основании поручения N, сформированного отделом по выплате пенсий и обработке информации Ленинского района.
Согласно поручению N на доставку пенсии и других социальных выплат, сформированному Отделом по выплате пенсий и обработке информации Ленинского района, в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, указан паспорт истца серии N, выданный 28 марта 2014 года Федеральной миграционной службой, код подразделения N.
В выдаче истцу пенсионных выплат за август-октябрь 2019 года работниками отделения связи было отказано в связи с предъявлением в качестве документов, удостоверяющих личность, пенсионного удостоверения, выданного Пенсионным фондом Украины, а также паспорта гражданина Украины.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовались положениями Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N00-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 N60ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и исходил из того, что установление личности гражданина по гражданскому паспорту, удостоверению гражданина, выданными иностранным государством, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Так, согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
До настоящего времени такой федеральный закон не принят.
Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации как главу государства решение вопросов гражданства Российской Федерации (пункт "а" статьи 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (часть 1 статьи 90).
Таким образом, Президенту Российской Федерации делегированы в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.
В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.
Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно пункту 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14- летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Следовательно, документом, удостоверяющим личность и гражданство лица, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 годаN167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку. Порядок взаимодействия организации, осуществляющей доставку страховой пенсии, с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, устанавливается договором, типовая форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, пенсионного обеспечения (части 13, 14 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Правила выплаты страховой пенсии, организации их выплаты, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты установлены Порядком выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Порядок), утвержденным Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N885н.
В соответствии с пунктом 23 Порядка доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий (далее - организация, осуществляющая доставку).
Пунктами 28, 29 Порядка предусмотрено, что для доставки пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации оформляет документ о начисленных к доставке суммах пенсии (доставочный документ). Доставочный документ оформляется на лицо, которому начислена пенсия согласно лицевому счету.
В соответствии с пунктом 20 Порядка изменение персональных данных пенсионера в лицевом счете производится на основании заявления пенсионера об изменении его персональных данных и документов, подтверждающих изменение этих данных.
Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность (пункт 36 Порядка).
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, выданные государственными и иными официальными органами Украины, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о том, что паспорт гражданина Украины, а также пенсионное удостоверение ФИО1 в силу положений Порядка выплаты пенсий, утвержденного Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N885н не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих личность ФИО1 для выплаты пенсии через организацию почтовой связи на основании поручения N, сформированного отделом по выплате пенсий и обработке информации Ленинского района с указанием в качестве документа, удостоверяющего личность получателя пенсии - паспорта гражданина Российской Федерации, а потому оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу представляют выраженное несогласие с выводами нижестоящих судов в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела и не могут являться основаниями для отмены судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергает, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
В части обжалования определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 апреля 2020 года о приостановлении производства по делу в суде апелляционной инстанции кассационная жалоба не подлежит рассмотрению ввиду отмены указанного определения самим судом, а соответственно ввиду отсутствия предмета кассационного обжалования; в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации жалоба в данной части оставляется без рассмотрения по существу.
Кассационная жалоба ФИО1 в части обжалования определения Ленинского районного суда г. Севастополя от 20 января 2020 года об отклонении замечаний на протокол судебного заседания, определения Севастопольского городского суда от 22 мая 2020 года о возобновлении производства по делу в суде апелляционной инстанции также подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
По смыслу статьи 232, частей 1 и 3 статьи 331, части 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определения, обжалование которых не предусмотрено названным Кодексом и которые не исключают возможность дальнейшего движения дела, не подлежат самостоятельному обжалованию, но возражения относительно них могут быть включены в кассационную жалобу.
Между тем, кассационная жалоба каких-либо мотивированных доводов по отклоненным замечаниям на протокол судебного заседания от 20 января 2020 года, а также доводов о возобновлении производства по делу не содержит.
Суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по рассмотрению замечаний на протоколы судебных заседаний судов нижестоящих инстанций, удостоверение правильности которых в соответствии с частью 1 статьи 232 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции подписавшего протокол судьи - председательствующего в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390 (п. 1 ч. 1), 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
В части обжалования определения Ленинского районного суда г. Севастополя от 20 января 2020 года, определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 апреля 2020 года, определения Севастопольского городского суда от 22 мая 2020 года кассационную жалобу ФИО1 оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.