Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стоянова В. А. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет по кассационной жалобе Стоянова В. А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 09.06.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Стоянов В.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23.01.2020 в удовлетворении исковых требований Стоянову В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 09.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Стоянов В.А. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно дана оценка доказательствам по делу, суды не распределили бремя доказывания между сторонами.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, от ответчика в материалы дела, по средством электронного документооборота, поступили 12.08.2020 возражения на кассационную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
По ходатайству истца, судебное заседание назначено к проведению по средством видеоконференцсвязи, при содействии Элистинского городского суда Астраханской области, однако истец в судебное заседание не явился.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Стоянов В.А. обратился в Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
И.о. министра культуры и туризма Республики Калмыкия ДД.ММ.ГГГГ оформив представление N о назначении пенсии за выслугу лет, направил его в Министерство.
Комиссия, рассмотрев документы Стоянова В.А, отказала в назначении пенсии за выслугу лет ввиду отсутствия суммарной продолжительности замещения должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия - не менее 10 лет; стаж истца государственной гражданской службы Республики Калмыкия по подсчетам ответчика составил - 7 лет 7 месяцев 24 дня (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ N).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик письмом известил истца об отказе в назначении пенсии за выслугу лет.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что Стояновым В.А. требования о включении в стаж государственной гражданской службы отдельных периодов работы, которые ответчик не засчитал, не заявлялось, как и о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, следовательно, решение суда обоснованно не содержит выводов относительно возможности включения в стаж периодов работы и наличия у истца права на получение пенсии за выслугу лет.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1, действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичное положение содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 г.
К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих данного субъекта, в том числе определение условий, при которых лицо, замещавшее должность государственной гражданской службы субъекта, имеет право на получение ежемесячной пенсии за выслугу лет.
В Республике Калмыкия правоотношения по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия определены в Законе Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. N 51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия".
Согласно части 2 статьи 1 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. N 51-VI-З пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим законом.
Лица, уволенные с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, ликвидацией государственного органа, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году, установленного приложением 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом особенностей, указанных в настоящей статье; лица, уволенные с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением; лица, уволенные с должностей государственной гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности государственной гражданской службы не менее 1 полного месяца непосредственно перед увольнением, при этом суммарная продолжительность замещения такой должности составляет не менее трех лет (части 1-3 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. N 51-VI-З).
В силу части 2 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. N 51-VI-З в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, засчитываются периоды работы на должностях федеральной государственной службы, государственной службы Республики Калмыкия, органов государственной власти и управления Калмыцкой АССР, и (или) Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, и (или) Республики Калмыкия, муниципальной службы при суммарной продолжительности замещения должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия не менее 10 лет.
Статьей 9 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. N 51-VI-З установлено, что в целях реализации положений настоящего закона Правительство Республики Калмыкия устанавливает: порядок определения ежемесячного денежного вознаграждения и среднемесячного денежного содержания для исчисления пенсии за выслугу лет; порядок обращения за пенсией за выслугу лет, ее назначения и выплаты.
В соответствии с пунктами 1, 2 раздела III Порядка прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от органов осуществляется Министерством; рассмотрение документов осуществляется Комиссией по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы (далее - Комиссия); состав комиссии утверждается приказом Министерства. При рассмотрении документов, представленных для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы, комиссия: осуществляет проверку соответствия представленных документов и правильность подсчета стажа; принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении.
Исходя из указанных норм Министерство осуществляет прием документов для назначения пенсии, а комиссия, состав которой утверждается приказом Министерства, принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении.
Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (статьи 131, 151 ГПК РФ).
В части 3 статьи 196 ГПК РФ отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из приведенных выше норм права следует, что право определения предмета иска и способа защиты гражданских прав принадлежит истцу, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, доводы истца о том, что суды не разрешили требования и не дали оценки по вопросам о наличии у истца необходимого стажа и права на получение пенсии за выслугу лет, подлежат отклонению.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений, судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 09.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Стоянова В. А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.В. Макаровой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.