Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчинской А. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и обязании назначить пенсию по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 04.06.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Кольчинская А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону (далее - ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и обязании назначить пенсию.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.01.2020 в удовлетворении исковых требований Кольчинской А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 04.06.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение, которым исковые требования Кольчинской А.А. удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону просит об отмене апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан, неверно дана оценка доказательствам по делу.
В судебное заседание не явилась Кольчинская А.А, представив в материалы дела 20.08.2020 по средством электронного документооборота, возражения на кассационную жалобу
В судебное заседание не явился представитель ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Кольчинская А.А, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с учетом требований Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с ДД.ММ.ГГГГ, со снижением пенсионного возраста на 2 года, то есть по достижении 53 лет, в связи с проживанием в зоне с периодическим радиационным контролем в Республики Беларусь.
В подтверждение факта проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территории относящейся к зоне проживания с периодическим радиационным контролем предоставила: копию трудовой книжки серии ВI-I N от ДД.ММ.ГГГГ, справку 5-11/К03 от ДД.ММ.ГГГГ, выданную учреждением "Зональный государственный архив г. Мозыре" Республики Беларусь, справку 2/41 от ДД.ММ.ГГГГ, выданную военным комиссариатом Пролетарского и Первомайского районов г. Ростова-на-Дону, справку N от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Калинковичским районным исполнительным комитетом, запрос от ДД.ММ.ГГГГ N, копии свидетельств о рождении детей, справку 27.4/516 от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Министерством труда и социального развития Ростовской области Правительства Ростовской области, выписку из ИЛС от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ N Калинковичским районным исполнительным комитетом, следует, что Кольчинская А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в "адрес", также указано о том, что перечни населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утверждены постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ N. "адрес" относился к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, согласно таким перечням. В соответствии с перечнями населенных пунктом и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N город Калинковичи, Гомельской области не относится к территории радиоактивного загрязнения.
Решением ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону N 60 от 31.07.2019 в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что предоставление пенсионного обеспечения гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, осуществляется на основании документов, выданных уполномоченными органами названных государств и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Таких документов заявителем не представлено.
Согласно представленной истцом в материалы дела копии трудовой книжки серий ВТ-1 N на имя Град (Кольчинской) А.А. истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала старшим пионервожатым средней школы N г. Калинковичи, Гомельской области, Республики Беларусь. ДД.ММ.ГГГГ истец освобождена от занимаемой должности в связи с поступлением на учебу в педагогический институт им. Н.К. Крупской.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кольчинская А.А. (Град) являлась студентом дневной формы обучения на филологическом факультете Учреждения образования "Мозырский государственный педагогический университет им П.П. Шамякина", что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ректором Учреждения образования "Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина" (УО МГПУ им. П.П. Шамякина), копией диплома N, выданного на имя Кольчинской А.А.
С ДД.ММ.ГГГГ истец принята членом колхоза им. Жданова и принята на работу воспитателем детского сада; с ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком; ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с работы и исключена из членов колхоза в Калинковичскую школу N.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной заместителем председателя Мозырского районного исполнительного комитета Республики Беларусь, следует, что г. Мозырь Гомельской области Республики Беларусь с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (ДД.ММ.ГГГГ) до февраля 2010 относился к зоне проживания с периодическим радиационным контролем с плотностью радиоактивного загрязнения территории цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 0, 15 до 0, 5 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240 от 01.01 до 0, 02 Ки/кв.км, где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения", постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2020г. N "Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения". Согласно постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения и признании утратившим силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь" город Мозырь с ДД.ММ.ГГГГ исключен из перечня загрязненный радионуклидами объектов.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что в период учебы Кольчинской А.А. (Град) в высшем учебном заведении УО МГПУ им. И.П.Шамякина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отнести к периоду проживания истца в зоне с периодическим радиационным контролем в Республики Беларусь (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом по российскому законодательству).
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установлен-ного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 г, в порядке, предусмотренном статьями 30 -37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу положений статьи 34 гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Как указано в примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 Решения от 22 июня 1996 г. N 6 выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.
Согласно пункта 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии со ст. 10 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсии по старости гражданам, проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначаются при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (с 01.01.2015 г. - "О страховых пенсиях") в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 7 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделены на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В статье 11 Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 г. N 1074 в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Город Калинковичи Гомельской области в данном Перечне не поименован, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Письмом Госкомчернобыля РФ от 27.04.1993 N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.1993 N 253), гражданам, выезжающим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне.
Из вышеперечисленных норм права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что в данном случае право на пенсию по старости, с уменьшение возраста выхода на пенсию, зависит от продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения. Таким образом, установление продолжительности факта проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения являются юридически значимым обстоятельством для установления права на получение пенсии по старости в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 04.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.В. Макаровой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.