Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации за проезд к месту лечения и обратно по кассационной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО6 на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации за проезд к месту лечения и обратно.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение и апелляционное определение в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, по причине чего указанные судебные постановления подлежат отмене.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 февраля 2020 года прекращено производство по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации за проезд к месту лечения и обратно за периоды с 04 декабря 2016 года по 31 мая 2018 года и с 01 июня 2018 года по январь 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 09 июня 2020 года данное определение о прекращении производства по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия в части взыскания компенсации за проезд к месту лечения и обратно за периоды с 04 декабря 2016 года по 31 мая 2018 года и с 01 июня 2018 года по январь 2019 года оставлено без изменения.
ФИО1 является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно. Нуждается в пожизненном лечении методом ПГД на аппарате "искусственная почка" 3 раза в неделю, относится к категории граждан, указанных в статье 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N от 17 июля 1999 года, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с нормами названного закона, состоит на "Д" учете.
ФИО1 зарегистрирован и проживает по "адрес".
С 26 ноября 2013 года по настоящее время ФИО1 получает специализированную медицинскую помощь в Элистинском филиале N ООО "Северо-Кавказский нефрологический центр", куда три раза в неделю приезжает из п. Аршань-Зельмень Сарпинского района Республики Калмыкия для прохождения гемодиализа.
Судом также установлено, что фактически перевозка пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места проживания к месту проведения гемодиализа и обратно в Сарпинском районе Республики Калмыкия осуществляется с июня 2018 года, поскольку денежные средства для осуществления данной цели Министерством здравоохранения РК стали выделяться РК "Сарпинская районная больница" с 30 мая 2018 года, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями от 30 мая, 03 июля, 24 августа 2018 года; 08 февраля, 18 и 30 апреля, 10 июня, 11 июля, 01 и 21 августа 2019 года.
Согласно полученному ответу Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 23 июня 2020 года на запрос суда апелляционной инстанции от ФИО1 заявлений о необходимости его транспортировки к месту получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии в БУ РК "Сарпинская районная больница" не поступало. Потому данная медицинская организация не обращалась в Министерство с заявлением о выделении денежных средств для транспортировки этого пациента от места его проживания в "адрес" к месту нахождения медицинской организации, осуществляющей проведение сеансов гемодиализа в г. Элиста и обратно. Кроме этого Министерством сообщено, что приказ Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 03 апреля 2018 года N действует по настоящее время, изменения и дополнения в него не вносились.
БУ РК "Сарпинская районная больница" 25 июня 2020 года в ответе на запрос также сообщило, что ФИО1 в установленном порядке с заявлением для его перевозки с места проживания в "адрес" к месту получения сеанса гемодиализа и обратно в БУ РК "Сарпинская районная больница" не обращался.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно руководствовался нижеследующим.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона об основах охраны здоровья граждан является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10).
В силу пункта 2 статьи 9 Закона об основах охраны здоровья граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Правительством РФ в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением от 8 декабря 2017 года N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, которой предусмотрено бесплатное оказание гражданам, в том числе специализированной медицинской помощи. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано утвердить территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на указанные периоды.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия 26 декабря 2017 года N 469 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Калмыкия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - территориальная программа), согласно которой специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. За счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета осуществляется финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную территориальной программой ОМС.
В Перечне медицинских учреждений, участвующих в реализации Территориальных программ, указан Элистинский филиал N ООО "Северо-Кавказский нефрологический центр".
Вышеуказанная Территориальная программа включает в себя Порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места проживания до места получения медицинской помощи заместительной почечной терапии и обратно (Приложение 13) (далее - Порядок, Порядок организации транспортировки пациентов).
Данный Порядок определяет механизм организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (пункт1.1).
Право на перевозку к месту получения гемодиализа имеют физические лица, нуждающиеся по медицинским показаниям в сеансах гемодиализ, являющиеся инвалидами 1-2 группы, проживающие на территории районных муниципальных образований Республики Калмыкия, в которых отсутствуют медицинские организации, осуществляющие проведение сеансов гемодиализа (пункт 1.2 Порядка).
В пункте 1.3 Порядка организации транспортировки пациентов более расширенно раскрыт порядок перевозки пациентов.
Так, перевозка осуществляется медицинскими организациями, уполномоченным приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия и подведомственными Министерству, от места нахождения указанной медицинской организации до места нахождения медицинской организации, осуществляющей проведение сеансов гемодиализа. После проведения сеансов гемодиализа пациент доставляется обратно до медицинской организации по месту выбытия.
Для получения права на перевозку к месту получения гемодиализа и обратно пациент либо его представитель представляет в медицинскую организацию следующие документы: заявление по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия; паспорт пациента и его копию; паспорт представителя пациента (в случае обращения представителя), доверенность представителя и ее копию; справку врачебной комиссии медицинской организации, в которой пациент получает сеансы гемодиализа, с указанием частоты и времени получения сеансов гемодиализа; документ, подтверждающий, что пациент является инвалидом 1 - 2 группы, ребенком-инвалидом или признан инвалидом с детства, и его копию; страховой полис пациента и его копию (пункт 2.1 Порядка).
Таким образом, с 2018 года в Республике Калмыкия для осуществления бесплатной транспортировки от места проживания к месту проведения гемодиализа и обратно предусмотрен обязательный заявительный характер для пациента.
Согласно пункту 2.5 Порядка взаимодействие медицинских организаций при осуществлении перевозки пациентов к месту проведения сеансов гемодиализа и обратно утверждается приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия.
Во исполнение указанного приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 03 апреля 2018 г. N утвержден Порядок взаимодействия медицинских организаций при осуществлении перевозки пациентов к месту проведения сеансов гемодиализа и обратно (приложение 1) и График транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно (приложение 2).
На основании данного приказа Министерством здравоохранения Республики Калмыкия с Бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Сарпинская районная больница" заключены дополнительные соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 15 января 2018 года, 04 мая 2018 года, 09 января 2019 года, сроком действия до 31 декабря 2019 года, согласно которым на Министерство здравоохранения Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить БУ РК "Сарпинская районная больница" в 2018 года субсидии в размере "данные изъяты" руб. 64 коп, в 2019 года - "данные изъяты" руб. на транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что Министерство здравоохранения Республики Калмыкия выполнило свои обязательства, организовав бесплатную транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, к месту проведения сеансов гемодиализа.
Ввиду того, что ФИО1 своим правом на бесплатную перевозку к месту получения медицинской помощи не воспользовался и в нарушение пункта 2.1 Порядка с соответствующими документами в медицинскую организацию не обращался, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации проезда к месту лечения и обратно из п. Аршань-Зельмень до с. Садовое за период с 01 февраля 2019 года по 17 сентября 2019 года; за проезд к месту лечения и обратно из с. Садовое в г. Элиста за период с 01 февраля 2019 года по 17 сентября 2019 года не имеется.
Довод кассационной жалобы об отсутствии обязательности заявительного порядка предоставления услуги по транспортировке отклоняется судебной коллегией как основанный на неверном толковании норм материального права.
Позиция истца в суде кассационной инстанции повторяет доводы апелляционной жалобы, всесторонняя оценка которым была дана судом апелляционной инстанции и является правомерной и обоснованной.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу представляют выраженное несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела и не могут являться основаниями для отмены судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергает, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильные судебные постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.