Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рассказовой Г.В, судей Брянцевой Н.В, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Андреевым О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-39/2020 (УИД 30OS0000-01-2019-000461-76) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" к агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области, Управлению Росреестра по Астраханской области, Государственному бюджетному учреждению Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" на решение Астраханского областного суда от 3 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В, объяснения представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" ФИО5, действующего на основании доверенности и ордера, представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" - ФИО6, действующего на основании доверенности, пояснения эксперта общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-оценочная компания "АСТРАПРАЙС" ФИО4, участвовавших в деле посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
9 декабря 2019 г. общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (далее по тексту ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", Общество) обратилось в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником указанного земельного участка, плательщиком земельного налога, кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2018 года составляет 11 466 813, 8 руб. Полагает, что установленный размер кадастровой стоимости, существенно превышающий его рыночную стоимость - 4 802 060 руб, определенную экспертами общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Русспромоценка", согласно отчету N, выполненному ДД.ММ.ГГГГ, нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Астраханского областного суда от 3 августа 2020 г. административное исковое заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" удовлетворено.
В отношении объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, из земель особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования - для рекреационных целей под эксплуатацию базы отдыха, расположенного по адресу: "адрес", установлена кадастровая стоимость в размере 8 190 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.
С ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" в пользу ООО "Экспертно-оценочная компания "АСТРАПРАЙС" взысканы расходы за проведение экспертизы в размере 25 000 руб.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" просит вынесенное решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что экспертное заключение ООО "Экспертно-оценочная компания "АСТРАПРАЙС" выполнено с нарушением алгоритма мероприятий по оценке, экспертом использован только сравнительный метод оценки земельного участка, что свидетельствует о нарушении федеральных стандартов оценки и норм действующего законодательства об экспертной и оценочной деятельности.
Административным истцом ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" поданы возражения по апелляционную жалобу.
Представитель апеллянта заинтересованного лица администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет", действующий на основании доверенности и ордера, ФИО5, участвовавший в деле посредством видеоконференц-связи, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель административного истца ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" - ФИО6, действующий на основании доверенности, участвовавший в деле посредством видеоконференц-связи, в судебном заседании суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции просил оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав объяснения эксперта, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2).
В силу требований статьи 4 вышеуказанного закона государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Из приведенных положений статей 3 и 4 названного Федерального закона следует, что при проведении кадастровой оценки применяются стандартные подходы, также применяемые при оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, базирующиеся, в том числе на рыночной информации.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статьи 22).
Административный истец ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ N N (л.д. 66, 239-241 том 1).
Согласно материалам административного дела, административным истцом оспариваются результаты государственной кадастровой оценки в отношении вышеуказанного земельного участка.
Постановлением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 ноября 2018 года N 33 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Астраханской области по состоянию на 1 января 2018 года, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 11 466 813, 8 руб. (л.д. 67 том 1).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества затрагивают права административного истца и могут быть оспорены им в установленном законом порядке.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" в подтверждение величины его рыночной стоимости представил составленный оценщиком ООО "Агентство "Русспромоценка" отчет N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость земельного участка составляет 4 802 060 руб.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы административного дела отчета об оценке суд первой инстанции назначил по ходатайству истца судебную оценочную экспертизу для определения рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено экспертам ООО экспертное агентство "Дело+".
Согласно заключению эксперта данной организации рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 7 128 785 руб.
Определением Астраханского областного суда от 15 мая 2020 года суд первой инстанции назначил повторную экспертизу, сославшись на отсутствие в экспертном исследовании N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО экспертное агентство "Дело+", существенных ценообразующих факторов, что лишает возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных в заключении выводов.
По результатам повторной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 8 190 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года.
Суд первой инстанции согласился с выводами повторной судебной оценочной экспертизы и установилкадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО "Экспертно-оценочная компания "АСТРАПРАЙС", в размере 8 190 000 руб. руб. по состоянию на 1 января 2018 года.
Судебная коллегия, оценив данное заключение эксперта на предмет его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, исходит из того, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Из заключения эксперта следует, что исследуемый земельный участок отнесен к сегменту рынка - земельные участки особо охраняемых территорий и объектов. Эксперт, проанализировав и исследовав рынок недвижимости данного сегмента рынка Астраханской области, пришел к выводу, что срок экспозиции земельных участков данной категории составляет до трех и более лет.
Эксперт определилсегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования и фактического пользования объекта оценки, подобранные экспертом аналоги расположены в одном с объектом оценки регионе, сопоставимы по основным ценообразующим факторам, отвечают требованиям пункта 22 ФСО N 7.
Анализ наиболее эффективного использования земельного участка проведен в соответствии с требованиями раздела VI ФСО 7. В силу подпункта "д" пункта 22 ФСО N 7 удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям, в том числе применена поправка на объем прав, на торг, размер земельного участка, поправка на наличие коммуникаций (электроснабжение, газоснабжение, водопровод).
Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы с учетом показаний эксперта в суде апелляционной инстанции по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной; экспертом произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания не доверять представленному экспертом заключению об определении рыночной стоимости объекта, поскольку данные выводы основаны на проведенном экспертном исследовании.
Суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки критериям относимости, допустимости и достоверности. Нарушение требований статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" при составлении заключения экспертом не допущено. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, поскольку она назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, а доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, в материалах дела не содержится. Экспертное исследование содержит подробное описание проведенного исследования, выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Каких-либо доказательств, опровергающих установленный заключением повторной судебной экспертизы размер рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости данного объекта недвижимости, лица, участвующие в деле, не представили.
При этом судебная коллегия признает недостоверными доказательствами рыночной стоимости объекта недвижимости представленный административным истцом отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленный ООО "Агентство "Русспромоценка", заключение судебной оценочной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ООО экспертное агентство "Дело+", как составленные с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется. Выводы эксперта о размере рыночной стоимости земельного участка мотивированы со ссылками на положения федеральных стандартов оценки, и обоснованно приняты судом как достоверные, в связи с чем при разрешении требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости, суд обоснованно руководствовался заключением эксперта, отклонив представленный административным истцом отчет об оценке и признав его недостоверным и недопустимым доказательством.
Доводы апелляционной жалобы о некорректном подборе экспертом объектов-аналогов, которые, по мнению апеллянта, относятся к земельным участкам с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства" и "промышленного назначения" не принимаются судебной коллегия, поскольку из материалов экспертного исследования усматривается, что объекты-аналоги, на которые ссылается апеллянт, не приняты экспертом для определения рыночной стоимости оцениваемого земельного участка
Само по себе указание в жалобе на несоответствие рыночной стоимости объектов оценки и их кадастровой стоимости не является основанием для вывода, что рыночная стоимость определена неверно.
Допустимые различия в методах оценки кадастровой и рыночной стоимости, а также допущения касающиеся индивидуальных характеристик объекта оценки по разному учитывающиеся при проведении оценки, делают неизбежными определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, при том что и тот, и другой результаты считаются достоверными, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Астраханского областного суда от 3 августа 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.