Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника индивидуального предпринимателя Готовцева "данные изъяты" - Кельбас В.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Готовцев Е.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ИП Готовцева Е.И. - Кельбас В.Ю. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника ИП Готовцева Е.И. - Кельбас В.Ю, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность.
Из части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 N 99-ФЗ, вступившим в силу с 1 апреля 2020 года) следует, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ изложены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в частности они обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Из части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65).
В соответствии с Указом главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 года N 1055 "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" в целях принятия дополнительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия) введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из материалов дела установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) получен положительный результат исследований (мазок из зева, носа) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, проживающей в частном пансионате для престарелых "Доверие".
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N, согласованная с Прокуратурой Республики Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ исх. N заместителем начальника отдела санитарного надзора, лицензирования и регистрации ФИО6 и главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, лицензирования и регистрации ФИО7 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП Готовцева Е.И, осуществляющего деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания в пансионате "Доверие" по адресу: "адрес".
В ходе проверки выявлены нарушения, а именно:
набор помещений в пансионате недостаточный, отсутствуют помещение для приема поступающих лиц, отдельный санузел для персонала, санузлов - 2 (общего пользования, нет разделения на мужской и женский), что является нарушением пункта 3.2 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
в комнатах проживают по 4 человека, что является нарушением пункта 3.5 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания", согласно которому спальные комнаты предусматриваются на 1 - 3 человека;
приемно-смотровое отделение, изолятор отсутствует, что является нарушением пункта 3.9 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
прием (поступление) вновь прибывших лиц проводится при наличии ФЛГ-обследования. У проживающих отсутствуют справки об отсутствии инфекционных заболеваний, результаты анализов на ЗППП и дифтерию при поступлении. Поступающие не проходят медицинское наблюдение в течении 7 дней, что является нарушением пунктов 8.15, 8.17 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
внутренняя отделка стен пищеблока - оклеены обычными обоями (не моющиеся), потолок деревянный, поверхность внутренних боковых откосов окон поражена плесенью, что является нарушением пункта 5.1 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
в пищеблоке в наличии стулья с мягкой обивкой, в столовой мягкая мебель (диваны и кресла с тканевой обивкой), поверхность которых не позволяет проведение качественной текущей дезинфекции, что является нарушением пункта 6.2 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
в пансионате проживают 22 человека и 3 сотрудника, всего 25 человек, при этом душевых установок только 2, что является нарушением пункта 6.4 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
не заключен договор с прачечной на стирку постельного белья и спецодежды, при этом в пансионате отсутствуют условия для организации стирки. Стирка постельного белья, одежды проживающих и спецодежда персонала, в том числе повара, осуществляется в душевой комнате на первом этаже (где установлены 2 бытовые автоматические стиральные машины, одна из которых не исправна) в одной общей стиральной машине. Сушка и глажка чистого белья и одежды осуществляются в коридоре, что является нарушением пункта 6.6 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
текущая дезинфекция проводится недостаточно, отсутствуют ерши (квачи) для дезинфекции унитазов, что является нарушением пункта 8.4 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
для текущей уборки помещений уборочный инвентарь недостаточный, не выделен отдельный уборочный инвентарь для уборки санузлов, уборочный инвентарь не промаркирован, хранится с нарушением требований (в душевых комнатах), отдельное место для их хранения не предусмотрено, что является нарушением пункта 8.9 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
обеспеченность спецодеждой недостаточная, не обеспечены спецодеждой для проведения уборки туалетных комнат, для раздачи пищи, что является нарушением пункта 8.22 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания", согласно которому работники организации социального обслуживания обеспечиваются специальной одеждой (костюмами, халатами, фартуками, шапочками), масками или другими средствами защиты органов дыхания, а также перчатками при работе с грязным бельем и растворами дезинфицирующих средств.
не представлены медицинские книжки работников, что является нарушением пункта 8.24 СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
суточные пробы отбираются и хранятся в холодильнике, на емкостях не обновляется дата отбора, что не отвечает требованиям пункта 7.2.1. СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
в пансионате не проводятся мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции, Рекомендации по вопросам деятельности стационарных организаций социального обслуживания и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденные Минтрудом России, Минпросвещением России, Минздравом России и Роспотребнадзором от ДД.ММ.ГГГГ (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ). Не соблюдается строгий режим изоляции (карантин), не соблюдается запрет допуска посетителей и посторонних лиц: на входной двери отсутствует информация о запрете посещения и свидания с проживающими, в момент проверки непосредственно обнаружен факт посещения родственниками для встречи с проживающим. Из записей в журнале установлено, что 1 проживающий ДД.ММ.ГГГГ покидал закрытый на изоляцию объект и выходил в город за пенсией, из слов работников пансионата следует, что 22 апреля все 3 работника тоже покидали закрытый объект, с директором пансионата Готовцевым М.И. посещали ГБУ Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N" для сдачи анализов на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19). На момент проверки установлено, что в пансионате проживающие не соблюдают изоляцию, разобщение, масочный режим, посещают столовую (комнату отдыха) для просмотра телевизора.
отсутствует график уборки санузлов и других помещений общего пользования (не вывешены). Текущая дезинфекция проводится недостаточно, отсутствуют ерши (квачи) для дезинфекции унитазов, в столовой и пищеблоке имеется мягкая мебель с тканевой обивкой, лестница ведущая на второй этаж имеет ковровое покрытие, что не обеспечивает качественную обработку. Конструкция окон не предусматривает проведение проветривания помещений, что противоречит требованиям пункта 7.5. СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций".
В ходе внеплановой проверки проведен отбор 0, 015% дезинфицирующего раствора "Медихлор" ДД.ММ.ГГГГ в пансионате "Доверие". Согласно протоколу лабораторных исследований N от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным Аккредитованным испытательно-лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)" установлено, что проба 0, 015% дезинфицирующего раствора "Медихлор" по результатам санитарно-химических исследований по показателю массовая доля действующего вещества в дезинфицирующем растворе "Медихлор" не соответствует гигиеническим требованиям (фактически составляет 0, 010 % при гигиеническом нормативе 0, 015%).
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; представлением должностного лица органа контроля (надзора) о необходимости проведения внеплановой выездной проверки на основании результата лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом лабораторных испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РС (Я)" N от ДД.ММ.ГГГГ, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.
Деяние совершенное ИП Готовцевым Е.И. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП Готовцев Е.И. не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушил требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечения его к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы ИП Готовцев Е.И. и защитник Кельбас В.Ю. были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного судьей городского суда на ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 30 минут, о чем свидетельствуют телефонограммы и ходатайство защитника Кельбес В.Ю. об отложении дела (л.д. 60-64, дела об административном правонарушении).
Заявленное ДД.ММ.ГГГГ и поступившее в суд ДД.ММ.ГГГГ ходатайство защитника Кельбас В.Ю. об отложении дела было рассмотрено судьей городского суда, и отражено в судебном постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. По смыслу статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства, в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Основания отклонения ходатайства защитника Кельбас В.Ю. изложены судьей городского суда с приведением убедительных мотивов, с которыми следует согласиться. По делу установлено, что ИП Готовцев Е.И. и его защитник не были лишены возможности явиться в суд для рассмотрения дела. Уважительности причин отложения дела к ходатайству не приложено.
При таких обстоятельствах судья городского суда, располагая сведениями о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, и его защитника правомерно рассмотрел дело в отсутствие их, что согласуется с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, судебной инстанцией верно принято во внимание, что из приобщенного к материалам дела экстренного извещения о случае инфекционного заболевания человека видно, что ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 вирус (COVID19) идентифицирован. Указанное обстоятельство послужило основанием для проведения внеплановой проверки в пансионате.
Утверждение заявителя об отсутствии при проверке по данному делу предписания, не исключает виновность ИП Готовцева Е.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом проверка проводилась в присутствии представителей ИП Готовцева Е.И, о чем верно отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ИП Готовцева Е.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ИП Готовцеву Е.И. в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ИП Готовцева "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Кельбас В.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.