Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу начальнику федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области Митяева С.О. на вступившие в законную силу постановление судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л:
постановлением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области (далее - ФКУ СИЗО-1) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ постановление судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ изменено, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей. В остальной части постановление судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, начальник ФКУ СИЗО-1 Митяев С.О. просит вступившие в законную силу судебные акты изменить, производство по делу прекратить по малозначительности.
Изучив доводы жалобы начальника ФКУ СИЗО-1 Митяева С.О, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность.
Из части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 N 99-ФЗ, вступившим в силу с 1 апреля 2020 года) следует, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
20 марта 2020 года постановлением губернатора Еврейской автономной области N 57, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 года N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" на территории Еврейской автономной области, с 00 часов 00 минут 22 марта 2020 года введены ограничительные мероприятия (карантин).
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации", приказом Минюста Российской Федерации от 6 июня 2006 года N 205 утверждено Положение об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы, согласно пункту 2 которого следует, что организацию госсанэпиднадзора в уголовно-исполнительной системе осуществляет главный государственный санитарный врач ФСИН России, являющийся по своим функциональным обязанностям заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом ФСИН России вынесено постановление N "О проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Еврейской автономной области введены режимно-ограничительные мероприятия (карантин), в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в учреждениях УФСИН России по Еврейской автономной области.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФКУЗ ГЦГСЭН ФСИН России и СЭН N ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России проведено обследование ФКУ СИЗО-1 с целью оценки возможности организации инфекционного изолятора и обсерватора для лиц, содержащихся в учреждении в случае выявления больных новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в ходе которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных", а именно не соблюдается поточность технологических процессов при стирке белья в прачечной учреждения, чистое и грязное белье заносится и выдается через одну дверь (пункт 2.3); не проводится дезинфекционная обработка помещения приема грязного белья прачечной, в помещении отсутствуют бактерицидные облучатели (пункт 4.3); отсутствуют мешки и (или) емкости для доставки белья от туберкулезных больных в прачечную учреждения (пункт 4.7); белье туберкулезных больных хранится в помещении приема грязного белья прачечной учреждения в открытом виде, не осуществляется его замачивание в дезинфицирующем растворе, что противоречит пункту 5.14 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом РФ от 8 ноября 2001 года N 18/29-395.
Кроме этого выявлены нарушения санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", в частности во всех производственных цехах и вспомогательных помещениях пищеблока текущая уборка не проводится (пункт 5.12); разделочный инвентарь (ножи, доски) частично не промаркирован в соответствии с обрабатываемыми продуктами (пункт 6.5); хранение сыпучих продуктов и муки осуществлялось непосредственно на полу без подтоварников и стеллажей (пункт 7.23); нарезка сырых овощей, при наличии овощного цеха, осуществлялась в горячем цеху пищеблока (пункт 8.4); в холодильнике обнаружен творог (упаковка) с истекшим сроком годности, а в овощном цеху пищеблока в полиэтиленовой бочке хранилась квашеная капуста с явными признаками порчи (плесень) (пункты 7.11, 7.27); акты бракеража поступающего не пищеблок и пекарню продовольственного сырья не представлены (пункт 7.7); допускается хранение необработанных яиц в кассетах холодильниках производственного цеха (пункт 8.19); не осуществляется контроль температурно-влажностного режима хранения продовольственного сырья на пищеблоке учреждения (пункт 6.4 СП 2.3.6.1066-01).
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делу установлено, что ФКУ СИЗО-1 не выполняет санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия в период осуществления на территории ограничительных мероприятий (карантина), связанных с возникновением угрозы распространения инфекции COVID-19, представляющей опасность для окружающих, чем нарушает требования Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, постановление Главного государственного санитарного врача ФСИН России N от 23 апреля 2020 года, а также СанПиН 2.1.2.2646-10, и СанПиН 2.3.6.1079-01.
Деяние совершенное ФКУ СИЗО-1 образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учреждение не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушило требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечения его к административной ответственности.
Вопреки утверждению заявителя устранение выявленных нарушений не является безусловным оснований для освобождения учреждения от административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания правонарушения совершенного ФКУ СИЗО-1 малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку допущенные учреждением нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные юридическим лицом в период пандемии, имеют повышенную степень общественной опасности.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФКУ СИЗО-1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ФКУ СИЗО-1 с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФКУ СИЗО-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника ФКУ СИЗО-1 Митяева С.О. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.