Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пожарскому району Приморского края о назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе ФИО10
на решение Пожарского районного суда Приморского края от 19 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Перегуда В.В. обратился в суд иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пожарскому району Приморского края (далее УПФР по Пожарскому району Приморского края) о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что 17 декабря 2018 года он обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР по Пожарскому району Приморского края от 28 декабря 2018 года в назначении пенсии ему было отказано из-за отсутствия требуемого стажа. В специальный стаж не включены периоды его работы с 18 февраля 1986 года по 18 марта 1986 года в качестве помощника машиниста тепловоза в службе подвижного состава на производственной практике; с 21 октября 1985 года по 10 ноября 1985 года в должности монтера пути в службе пути, на железнодорожных путях, расположенных вне зоны горного отвода Лучегорского погрузочно-транспортного управления объединения "Приморскуголь". Не согласившись с решением пенсионного органа, Перегуда В.В. просил признать незаконным отказ в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости и возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию по старости с момента обращения.
Решением Пожарского районного суда Приморского края от 19 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 февраля 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Перегуда В.В. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Представитель третьего лица АО "ЛУР" ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272, предусмотрены машинисты и помощники машинистов электровозов, машинисты и помощники машинистов электропоездов (секций).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются списки, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XXX "Транспорт" (подраздел 1 "Железнодорожный транспорт и метрополитен") были предусмотрены, в том числе и "машинисты электровозов и их помощники", данный Список не действует с 1 января 1992 года.
В Списке N 2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, который действует с 1 января 1992 года, в разделе XXXVIII "Транспорт" (подраздел 2 "Метрополитены") должности "машинисты электровозов и их помощники" не предусмотрены.
Лицам, занимающим должности "машинисты и помощники машинистов электровозов", "машинисты и помощники машинистов электропоездов (секций)", включенным в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272, страховая пенсия назначается в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и данная норма не предусматривает снижения возраста для назначения пенсии при специальном стаже менее 12 лет 06 месяцев, как то предусмотрено в пункте 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона.
Судами установлено, что решением УПФР по Пожарскому району Приморского края от 28 декабря 2018 года Перегуда В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа, дающего право на пенсию в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку специальный стаж составляет 7 лет 10 месяцев 1 день при требуемом стаже не менее 12 лет 6 месяцев, а также в связи с отсутствием стажа, дающего на пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 названного Федерального закона, поскольку специальный стаж составляет 5 лет 9 месяцев 13 дней при требуемом стаже 7 лет 6 месяцев.
В специальный стаж истца по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ включены периоды работы с 19 марта 1986 года по 10 октября 1993 года в должности помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза в службе подвижного состава Лучегорского погрузочно-транспортного управления объединения "Приморскуголь", с 03 декабря 2014 года - в должности машиниста тепловоза в железнодорожном цехе структурного подразделения Приморской РЭС и не включен период работы с 18 февраля 1986 года по 18 марта 1986 года в должности помощника машиниста тепловоза в службе подвижного состава на производственной практике, а в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ включен период работы с 19 марта 1986 года по 31 декабря 1991 года в должности помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза в службе подвижного состава Лучегорского погрузочно-транспортного управления "Приморскуголь" и не включен период с 21 октября 1985 года по 10 ноября 1985 года в должности монтера пути в службе пути, на железнодорожных путях, расположенных вне зоны горного отвода Лучегорского погрузочно-транспортного управления объединения "Приморскуголь".
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, руководствуясь указанными нормами права, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу что оценка пенсионных прав истца пенсионным органом произведена правильно, с учетом положений части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ продолжительность специального стажа по пункту 2 части 1 статьи 30 названного Федерального закона составила 5 лет 9 месяцев 13 дней при том, что для назначения пенсии при уменьшении возраста требуется проработать 7 лет 6 месяцев. При этом суды исходили из того, что 21 октября 1985 года Перегуда В.В. принят монтером пути 2 разряда в Лучегорское погрузочно-транспортное управление производственного объединения "Приморскуголь", 11 ноября 1985 года зачислен на курсы помощников тепловоза, 18 февраля 1986 года направлен на производственную практику помощником машиниста тепловоза, 19 марта 1986 года переведен помощником машиниста тепловоза, 5 августа 1991 года переведен машиниста тепловоза в службе подвижного состава, 10 октября 1993 года уволен, с 3 декабря 2014 года по 11 марта 2015 года работал машинистом тепловоза в железнодорожном цехе структурного подразделения Приморская ГРЭС ОАО "Дальневосточная генерирующая компания".
Признавая правильными действия пенсионного органа в части отказа во включении в подсчет специального стажа периода с 21 октября 1985 года по 10 ноября 1985 года в должности монтера пути в Лучегорском погрузочно-разгрузочном управлении объединения "Приморскуголь", суды пришли к выводу об отсутствии оснований для включения данного периода в льготный стаж при назначении досрочной пенсии, поскольку согласно справке, уточняющий особый характер работы от 4 июля 2018 года N 07.1-361, выданной АО "Лучегорский угольный разрез", в указанный период истец работал в должности монтера пути в службе пути. В то время, как правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 пользуются монтеры, занятые в карьерах, разрезах и отвалах (код 2010100а-14668), а в соответствии со Списком N 272 правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются монтеры пути, занятые на магистральных железных дорогах с интенсивным движением поездов. То есть необходимые дополнительные условия для зачета периода работы в указанной должности в специальный стаж не подтверждаются.
Свидетельские показания признаны судами ненадлежащими доказательствами, поскольку характер работы по свидетельским показаниям не устанавливается.
Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Довод кассационной жалобы Перегуда В.В. о неверном применении судом норм материального права признается ошибочным, направленным на неверное толкование норм материального права, в связи с чем отклоняется.
Ссылка в кассационной жалобе на неправильную оценку судами представленных доказательств, а также свидетельских показаний, не является основанием к отмене судебных постановлений, так как направлена на переоценку доказательств, которая судом кассационной инстанции не производится.
Правила оценки доказательств судами не нарушены. Свидетельские показания не могут подтверждать характер работы истца, поскольку такие сведения должны подтверждаться документами.
Нарушений или неправильного применения судами норм материального или норм процессуального права не допущено (статья 379.7 ГПК РФ).
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 19 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО11 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.