Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Куликовой И.И, судей: Ковалева С.А, Шиловой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "адрес" "Детский сад N", Управлению образования администрации "адрес" о возложении обязанности по кассационной жалобе Управления образования администрации "адрес" на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 16 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М, объяснения старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
"адрес" в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "адрес" "Детский сад N" (далее - МАДОУ N), Управлению образования администрации "адрес" о возложении обязанности оборудовать в течение трех месяцев с момента обеспечения финансирования на территории образовательного учреждения спортивную площадку в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года N 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", Национального стандарта Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний, утвержденного Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 года N 1148-ст ГОСТ Р 52169-2012, возложить на управление образования администрации "адрес" обязанность обеспечить финансирование данных мероприятий.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой "адрес" проверки выявлено отсутствие на территории указанного детского сада спортивной площадки, отвечающей установленным требованиям, при визуальном осмотре имеющихся на площадке малых архитектурных форм выявлена их сильная изношенность, наличие дефектов, коррозии и признаков гниения отдельных элементов, состояние малых игровых архитектурных форм не отвечает требованиям безопасности. Несмотря на представление об устранении нарушений закона, вынесенного в адрес руководителя образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени вышеперечисленные нарушения не были устранены.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 16 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2020 года, исковые требования прокурора удовлетворены: на МАДОУ N возложена обязанность в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года N 26, утвержденным СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", Национального стандарта Российской Федерации "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний", утвержденного Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 года N 1148-ст ГОСТ Р 52169-2012, в течение трех месяцев с момента обеспечения финансирования управлением образования администрации "адрес": оборудовать на территории образовательного учреждения по адресу: "адрес", спортивную площадку; на управление образования администрации "адрес" возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование исполнения МАДОУ "адрес" "Детский сад N" обязанности по оборудованию на территории МАДОУ "адрес" "Детский сад N" спортивной площадки.
В кассационной жалобе Управление образования администрации "адрес" просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. Указывает, что Национальный стандарт, утвержденный Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1148-ст ГОСТ Р 52169-2012 устанавливает общие требования к безопасности конструкций и методам испытания оборудования и покрытий детских игровых площадок, и не обязателен к применению.
Старший прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маторина О.А. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления почтового извещения и размещения сведений о движении жалобы в сети "Интернет" на сайте Девятого кассационного суда общей юрисдикции, в судебное заседание кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия на основании положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в первом полугодии 2019 года прокуратурой "адрес" была проведена проверка соблюдения обеспечения доступности образовательных услуг, формирования своевременной и безопасной образовательной среды в МАДОУ N, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в том, что на территории МАДОУ N, расположенной по адресу: "адрес" не имеется спортивной площадки; на игровых площадках деревянные и металлические покрытия малых игровых архитектурных форм имеют дефекты, коррозии сколы, не покрыты защитным слоем, что может травмировать детей; турникет для баскетбола не безопасен для эксплуатации, поскольку деревянные опоры турникета имеют признаки гниения. Средств на оборудование спортивной площадки образовательному учреждению не выделено.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей МАДОУ N внесено представление об устранении нарушений закона, регламентирующего устройство и содержание игровых и спортивных площадок, однако, нарушения не были устранены ввиду отсутствия финансирования.
Как следует из Устава МАДОУ N, данное дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Функции и полномочия учредителя МАДОУ N от имени городского округа " "адрес"" осуществляет администрация "адрес" в лице Управления образования администрации "адрес", финансовое обеспечение деятельности МАДОУ N осуществляется учредителем из бюджета города в форме субсидий на выполнение муниципального задания и на иные цели. Собственником имущества МАДОУ N является городской округ " "адрес"".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 11 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктами 1.1, 3.6, 3.12 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года N 26, пунктами 4.1, 4.2.1, 4.2.9, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.8, 4.3.10 Национального стандарта Российской Федерации "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний", утвержденного Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 года N 1148-ст ГОСТ Р 52169-2012, на основании исследованных доказательств по делу, пришел к выводу о необходимости возложения на МАДОУ N обязанности по оборудованию на территории дошкольного образовательного учреждения спортивной площадки, отвечающей требованиям безопасности, санитарным и техническим требованиям, с соблюдением вышеназванных норм и правил, при этом суд возложил на Управление образования администрации "адрес" обязанность по обеспечению финансирования оборудования спортивной площадки на территории указанного учреждения.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении судами норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений статей 9 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления Российской федерации", относящих к вопросам местного значения городского округа организацию предоставления общедоступного образования, включающих обустройство территорий образовательных учреждений.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в проекте бюджета на 2020 год не были заложены денежные средства для проведения указанных работ, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в силу положений пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и отсутствие запланированного финансирования не может являться основанием для неисполнения требований, установленных законом.
Доводы жалобы о недостаточности установленного срока для исполнения решения суда, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку срок для устранения нарушений установлен судом исходя из конкретных обстоятельств дела, состояния игровой площадки, не отвечающей требованиям безопасности и представляющей угрозу для жизни и здоровья детей.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора, установленных судами.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных судами обстоятельств, в то время как суд кассационной инстанции с учетом положений части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность обжалуемых судебных актов и устанавливает только правильность применения и толкования норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судами допущено не было.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 16 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления образования администрации "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.