Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества адрес о незаконном отказе адрес Москвы в постановке на учет для получения жилищного сертификата за счет федерального бюджета от дата, признании нуждающимся в жилом помещении на основании ФЗ N 125-ФЗ от дата "О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из адрес и приравненных к ним местностях", отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратился в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании обоснованности его права на получение жилищного сертификата и постановки на учет на основании предъявленных документов о трудовом стаже в адрес (более 22-х лет) и действующего Федерального закона N 125-ФЗ от дата "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из адрес и приравненных к ним местностей", обязании адрес Москвы поставить на учет нуждающихся, ссылаясь на ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, учитывая, что устранение коллизии нормативных актов требует времени, а последствия действия нелегитимного акта могут быть весьма серьезными и на этот случай Конституцией установлено правило: нелегитимный региональный акт признается ничтожным, а действует федеральный закон, в связи с чем следует: а) рекомендовать Московскому Департаменту городского имущества не применять отдельные статьи и пункты существующего Московского закона от дата N29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" по отношению к гражданам, выехавшим из адрес и приравненных местностей; б) производить отказ от применения данного Московского закона N29 при решении вопроса о постановке на учет такой категории граждан.
В обоснование своих требований истец указал, что он является пенсионером, инвалидом второй группы с дата, в период с дата по дата (более 22 лет) проживал в адрес (адрес), имеет стаж работы в адрес более 22 лет, с дата живет и работает в адрес, у истца отсутствует жилье для постоянного проживания как в Москве, так и в других регионах РФ, каких-либо субсидий (социальных выплат) для решения своей жилищной проблемы истец не получал.
дата истец обратился в Департамент городского имущества адрес с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о постановке на учет и выдаче жилищного сертификата за счет федерального бюджета, поскольку истец и его семья (супруга фио, паспортные данные, сын фио, паспортные данные) проживают по адресу: адрес. С дата по настоящее время истец неоднократно обращался в Департамент городского имущества адрес с заявлением о регистрации, постановке на учет, о предоставлении жилищного сертификата для выезжающих (выехавших) из адрес и постановке на учет для получения жилищных субсидий, в том числе дата, дата, дата, дата, дата. дата истцом был получен ответ, что на основании Распоряжения N33577 Московского Департамента городского имущества отказано в признании фио участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - дата, поскольку по результатам рассмотрения документов было установлено, что истец и члены его семьи не проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, что предусмотрено ст. 7 Закона адрес от дата N29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
Согласно ответу на заявление истца полученному дата, ответчиком сообщено, что граждане Российской Федерации, перед которым государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат обеспечению жилыми помещениями в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в случае, если они, в том числе, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления по месту жительства. Учитывая, что истец на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в адрес не состоит, оснований для принятия на учет для предоставления социальной выплаты из федерального бюджета для приобретения или строительства жилых помещений не имеется.
Полагая, что истец как выехавший из адрес, где проживал и работал более 22-х лет, и не имеющий жилья на адрес, с учетом гарантий государства на приобретение жилищного сертификата в соответствии с положениями Федерального закона N125-ФЗ от дата, проживающий и работающий в адрес с дата, имеет право на получение жилищного сертификата в силу вышеуказанного Федерального закона N125-ФЗ, в связи с чем фио обратился в суд с вышеуказанным иском.
Истец в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, фио, фио, В судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Истец фио в заседание судебной коллегии явился, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.
Ответчик Департамент городского имущества адрес в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, фио, фио, привлеченные судом к участию в деле, согласно определению суда от дата т. 1 л.д. 104) в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Учитывая, что требования по извещению ответчика о рассмотрении дела надлежащим образом выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио, паспортные данные, был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес.
В соответствии с решением Норильского городского суда адрес от дата фио признан утратившим право пользования жилым помещением и подлежащим снятию с регистрационного учета по адресу: адрес, где был зарегистрирован с дата.
фио состоит в браке с фио с дата.
фио и сын фио, паспортные данные, зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес.
Стаж работы фио в адрес и приравненных к ним местностях составляет дата 5 месяцев.
фио обратился с заявлением о включении его с семьей из трех человек (он датар, жена фио, датар, сын фио, датар.) в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на дата.
фио регистрации по месту жительства в адрес не имел.
Истец обратился к ответчику с заявлениями о постановке на учет для получения жилищной субсидии как лица, выехавшего из адрес.
Распоряжением от дата N33577 фио отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на дата.
Указанное распоряжение стороной истца не оспаривалось.
Истец неоднократно обращался в ДГИ адрес с заявлением о постановке на учет. Истцу даны ответы на обращения.
дата переписка с фио по вопросу улучшения жилищных условий прекращена письмом от дата N ДГИ-ЭГР-51658/18-1.
Обосновывая свои требования, истец ссылался на то, что проживал в адрес и имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии с Федеральным законом от дата N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из адрес и приравненных к ним местностей".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из адрес и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий из федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, прибывшие в адрес и приравненные к ним местности не позднее дата (и выехавшие из указанных районов не ранее дата), имеющие общую продолжительность стажа работы в адрес и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получившие субсидии на эти цели.
Согласно п. 2 Положений о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из адрес и приравненных к ним местностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N879, регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета.
Таким образом, исходя из положений вышеприведенных норм для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" необходимо быть признанным в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.
Основания признания граждан адрес нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст. 8 Закона адрес N 29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
В соответствии со ст. 7 вышеназванного Закона жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом ;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес.
Согласно статье 8 Закона адрес N 29 жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы ;2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых адрес является местом пребывания).
В соответствии с частью 1 статьи 9 закона адрес N 29 в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Частью 3 статьи 9 Закона адрес N 29 учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Указанная учетная норма установлена субъектом Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ.
Порядок признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях установлен статьёй 11 Закона адрес N 29, согласно которой для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти адрес рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти адрес.
Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти адрес по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином.
Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом адрес; 4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами адрес, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.
Документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти адрес в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
Уполномоченные органы исполнительной власти адрес в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти адрес в рамках своих полномочий".
Рассмотрение заявлений жителей адрес о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 115-ПП, которым утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 115-ПП для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих сведения, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" необходимо быть признанным в установленном порядке, нуждающимся в жилом помещении.
Как усматривается из представленной в материалы дела копии паспорта фио (л.д. 23-25), истец зарегистрирован по месту жительства с дата по адресу: адрес, уд. Медынская, д. 14, к. 1, кв. 129.
Истец на настоящий момент в установленном порядке нуждающимся не признан.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь Федеральным законом от дата N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из адрес и приравненных к ним местностей", Законом адрес N 29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", Положениями о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из адрес и приравненных к ним местностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от дата N 879, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио и исходил из того, что Распоряжение от дата N 33577 об отказе в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на дата фио не оспаривалось и в настоящем деле не оспаривается, в установленном порядке фио нуждающимся в жилом помещении не признан. При этом суд обоснованно указал, что суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Довод апелляционной жалобы истца фио об оказании на него судьей психологического давления судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку данный довод надлежащими доказательствами не подтвержден.
Довод апелляционной жалобы истца фио о том, что у истца не было времени ознакомиться с возражениями ответчика, не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права и не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, учитывая, что ходатайств об отложении судебного заседания с целью ознакомления с представленными ответчиком возражениями стороной истца не заявлялось.
В апелляционной жалобе истец фио указывает, что судом было сразу и без обсуждения отказано в удовлетворении ходатайства об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле заявителя, также суд не учел необходимость пригласить свидетелей, которые могли бы подтвердить факт проживания и работы истца в адрес, и не запросил у ответчика списки граждан, состоящих на очереди, как лица, прибывшие из адрес.
Как усматривается из протокола судебного заседания от дата и дата, истцом заявлено ходатайство об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверки конституционности закона, примененного в конкретном деле заявителя, которое было разрешено судом в установленном порядке, и в его удовлетворении определением суда отказано, что нашло отражение в протоколе судебного заседания от дата и от дата (т.1 л.д.95-96, 104).
Также судом разрешено в установленном порядке заявленное истцом ходатайство об истребовании списков граждан, состоящих на учете, как лиц, выехавших из адрес, и в его удовлетворении определением суда отказано, что нашло отражение в протоколе судебного заседания от дата (том 2 л.д. 131-133).
При этом материалы дела не содержат сведений о заявлении истцом каких-либо ходатайств о допросе свидетелей.
Судебная коллегия учитывает, что в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По правилам ст. 166 ГПК РФ удовлетворение ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем несогласие с результатами рассмотрения судом первой инстанции заявленных ходатайств, само по себе, применительно к обстоятельствам данного дела, не свидетельствует о нарушении норм ГПК РФ и не является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца об отказе в удовлетворении ходатайств об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле заявителя, вызове свидетелей, истребовании у ответчика списков граждан, состоящих на очереди, как лиц, прибывших из адрес, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
Иные доводы апелляционной жалобы истца фио касаются обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, являлись предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда и фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию норм права. Не согласиться с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств, у судебной коллегии оснований не имеется.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежащим образом оценены в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, спор разрешён в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене, по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.