Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Червенко А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Ленченко... на решение Чертановского районного суда города Москвы от 30 июля 2019 года, которым постановлено:
"Взыскать с Ленченко... в пользу ГУ-ГУ ПФР N8 по г Москве и Московской области незаконно полученную сумму ЛОУ в размере 192 500 руб, расходы по оплате госпошлины в сумме 5 050 руб.", УСТАНОВИЛА:
ГУ-ГУ ПФР N8 по г. Москве и Московской области обратилось с иском в суд к Ленченко А.В, просило взыскать незаконно полученную компенсационную выплату неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином (ЛОУ) в размере 192 500 руб, расходы по оплате госпошлины в сумме 5 050 руб.
В обосновании заявленных требований ссылалось на то, что ответчик обратился к истцу с заявлением от 12.11.2014 об установлении ЕКВ как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом 1-й группы - Ленченко М.А. Выплата назначена с 01.11.2014 в соответствии с решением о назначении ЕКВ от 30.12.2014 N 184841150. При проверке пенсионных дел с использованием сведений индивидуального персонифицированного учета на отсутствие оплачиваемой работы у получателей пенсии было выявлено, что получатель пенсии ЛОУ Ленченко А.В. не сообщил в ГУ о постановке на учет в качестве ИП с 08.12.2011. Решением N 4071 от 21.02.2018 выявлен факт излишней компенсационной выплаты в сумме 192 500 руб. за период с 01.11.2014 по 30.09.2017; выплата компенсационных выплат прекращена. Ответчику было направлено письмо N208-13-08/8146 с предложением вернуть в добровольном порядке денежные средства, однако до настоящего времени незаконно полученная сумма ЛОУ не возвращена.
Решением Чертановского районного суда города Москвы от 30 июля 2019 года с Ленченко А.В. в пользу ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскана незаконно полученная сумма ЛОУ в размере 192 500 руб, расходы по оплате госпошлины в размере 5 050 руб.
Ленченко А.В. подал на решение суда апелляционную жалобу.
На основании определения от 16 января 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2020 решение Чертановского районного суда города Москвы от 30 июля 2019 года отменено, с Ленченко А.В. в пользу ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскана незаконно полученная сумма ЛОУ в размере 192 500 руб, расходы по оплате госпошлины в размере 5 050 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав ответчика и его представителя Галкина М.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (часть 4).
При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения (часть 5).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие ответчика, сведений о его извещении не имеется.
Допущенное судом нарушение норм процессуального права в силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ послужило основанием для рассмотрения дела судебной коллегией по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и является безусловным основанием к отмене решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.11.2014 Ленченко А.В. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области о назначении ежемесячной компенсационной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом, в связи с рождением у него 27.08.2014 ребенка-инвалида, приложив к заявлению паспорт, свидетельство о рождении ребенка, трудовую книжку, справку Главного управления службы занятости населения, СНИЛС, справку МСЭ.
С 01.11.2016 Ленченко А.В. назначена ежемесячная компенсационная выплата как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за Ленченко М.А, ребенком - инвалидом.
При подаче заявления о назначении выплаты 12.11.2014 Ленченко А.В. дал обязательство сообщить в течение 5-ти дней о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение её выплаты, и, в случае возникновения переплаты надбавки ЛОУ - обязательство возместить переплаченную суммы.
На основании представленных ответчиком Ленченко А.В. документов производилась ежемесячная компенсационная выплата, начиная с 01.11.2014 по 30.09.2017.
При обработке сведений персонифицированного учета получателей ежемесячной компенсационной выплаты по уходу и получении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, поступившей в Управление в июле 2017 г, а также ответа управления администрирования страховых взносов и персонифицированного учета от 13.09.2017 N207-14-02/7890 установлено, что Ленченко А.В. состоит на учете в Управлении в качестве индивидуального предпринимателя с 08.12.2011.
09.11.2016 истцом издано распоряжение о приостановлении Ленченко А.В. выплаты компенсации в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01.11.2014.
При повторной проверке истцом не выявлен факт наличия у Ленченко А.В. статуса индивидуального предпринимателя и 28.11.2016 пенсионным органом было вынесено распоряжение о продлении осуществления Ленченко А.В. ежемесячной компенсационной выплаты с 01.11.2016.
В связи с установленным фактом регистрации в качестве индивидуального предпринимателя начисление компенсационной выплаты ответчику прекращено с 01.10.2017.
За период с 01.11.2014 по 30.09.2017 переплата составила 192 500 руб, что подтверждается протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии N 4072 от 21.02.2018, лицевыми счетами, расчетом суммы задолженности.
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ) установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2007 г. N 343 (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил (в редакции на дату обращения за компенсационной выплатой") ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане).
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (п. 3 Правил).
В силу п. 5 названных Правил компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину.
В соответствии с п. 6 Правил, для назначения компенсационной выплаты необходимы следующие документы:
а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства, а также документ, удостоверяющий его личность;
б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным (ограниченным в дееспособности), такое заявление подается от имени его законного представителя с представлением документа, подтверждающего полномочия законного представителя. В качестве документа, подтверждающего установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
в) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
г) справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
д) выписка из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, признанного инвалидом, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;
ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе;
з) документы, подтверждающие факт прекращения работы и (или) иной деятельности, лица, осуществляющего уход, а также нетрудоспособного гражданина (при наличии в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии, сведений, необходимых для назначения компенсационной выплаты, представление лицом, осуществляющим уход, указанных документов не требуется);
и) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время. В качестве документа, подтверждающего, что указанное лицо является родителем, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об усыновлении. В качестве документа, подтверждающего установление попечительства, принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
к) справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;
л) справка (сведения) о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем одновременно двух пенсий: пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и иной пенсии по государственному пенсионному обеспечению либо страховой пенсии, выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии.
Орган, осуществляющий выплату пенсии, не вправе требовать представления лицом, осуществляющим уход, документов (сведений), указанных в подпунктах "в" - "д" и "л" пункта 6 настоящих Правил. Эти документы (сведения) запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Межведомственный запрос направляется указанным органом в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления лицом, осуществляющим уход, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Документы (сведения), указанные в подпунктах "в" - "д" и "л" пункта 6 настоящих Правил, предоставляются соответствующими органами по запросу органа, осуществляющего выплату пенсии, в течение 3 рабочих дней со дня его получения.
Лицо, осуществляющее уход, вправе представить документы (сведения), указанные в подпунктах "в" - "д" и "л" пункта 6 настоящих Правил, по собственной инициативе.
В п. 9 Правил названы основания для прекращения компенсационных выплат. К таким основаниям, в частности, отнесено выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
В соответствии с п. 10 вышеназванных Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В соответствии с положениями процессуального закона (ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) бремя доказывания данных имеющих значение для дела обстоятельств лежит на пенсионном органе, требующем возврата необоснованно полученной компенсационной выплаты, то есть на истце.
В суде апелляционной инстанции Ленченко А.В. заявлен довод о пропуске истцом срока исковой давности, который он был лишен возможности заявить по причине ненадлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.
Из материалов дела следует, что на момент назначения выплаты, ответчик уже имел статус индивидуального предпринимателя, тогда как с указанном иском истец обратился 26.06.2019, то есть с пропуском срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании выплаченных сумм за период, превышающий трехлетний срок до обращения в суд с иском, не имеется.
Кроме того, доказательств, подтверждающих, что при обращении с заявлением об установлении ежемесячной компенсационной выплаты у Ленченко М.А. были истребованы сведения о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо было разъяснено, что такой статус препятствует получению ежемесячной компенсационной выплаты, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено. Тогда как именно на пенсионный орган возложено бремя доказывания данных обстоятельств.
Таким образом, в действиях Ленченко А.В, связанных с получением оспариваемых сумм, отсутствует недобросовестность, поэтому оснований для возврата этих сумм в качестве неосновательного обогащения не имеется.
В этой связи решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда города Москвы от 30 июля 2019 года отменить.
В удовлетворении иска ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области к Ленченко... отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.