Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика фио по доверенности фио на решение Тимирязевского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"Исковые требования фио к фио о защите чести, достоинства, деловой репутации, обязании удалить изображение, обязании удалить информацию о частной жизни, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Обязать фио удалить размещенный на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", имеющим название "FFAD.RU | ФАДЕЕВЩИНА | САЙТ фио (Маркетолог фио - основатель "Агентства БЕЗ фио" и со-основатель "Торшинского Треста")" и адрес http://ffad.ru/, на странице сайта по адресу http://ffad.ru/blog/inogda-oni-vozvrashchayutsya-2905201034, материал под заголовком "Иногда они возвращаются"
Взыскать с фио в пользу фио в счет компенсации морального вреда 25.000, сумма, в счет возмещения судебных расходов 37.245, сумма, а всего взыскать 62.245, сумма
В остальной части в удовлетворении требований фио к фио отказать",
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику фио с требованиями о защите чести, достоинства, деловой репутации, обязании удалить изображение, обязании удалить информацию о частной жизни, компенсации морального вреда, и, уточнив исковые требования, просила признать сведения об истце, распространенные ответчиком дата на принадлежащем ему сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", имеющем название "FFAD.RU | ФАДЕЕВЩИНА | САЙТ фио (Маркетолог фио - основатель "Агентства БЕЗ фио" и со-основатель "Торшинского Треста")", адрес http://ffad.ru/, путем размещения материала, иллюстрированного фотографиями, под заголовком "Иногда они возвращаются", на странице сайта по адресу http://ffad.ru/blog/inogda-oni-vozvrashchayutsya-2905201034, не соответствующими действительности, позорящими честь, достоинство и деловую репутацию истца, а также негативными оценочными мнениями и суждениями, совершенными в унизительной и оскорбительной формах, несовместимыми с природой права на свободное выражение мнений и убеждений, выходящими за допустимые пределы осуществления этого права, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца, обязать ответчика удалить сведения, не соответствующие действительности, унижающие и оскорбляющие, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию истца, размещенные на странице сайта по адресу: http://ffad.ru/blog/inogda-oni-
vozvrashchayutsya-2905201034, а также запретить их дальнейшее распространение любым возможным способом и на любых ресурсах, обязать ответчика опровергнуть распространенные им сведения об истце не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца, путем размещения на странице http://ffad.ru/blog/inogda-oni-vozvrashchayutsya-2905201034 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет текста опровержения вместо каждого удаленного сведения: "Удалено на основании решения суда", признать сведения об истце, распространенные ответчиком дата на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", имеющем название "FFAD.RU | ФАДЕЕВЩИНА | САЙТ фио (Маркетолог фио - основатель "Агенства БЕЗ фио" и со-основатель "Торшинского Треста")" и адрес http://ffad.ru/. путем размещения материала, иллюстрированного фотографиями, под заголовком "Как спастись от внутренних маркетологов", на странице сайта по адресу http://ffad.ru/blog/keys-kak-spastis-ot-vnutrennikh-marketo-2412191320, не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца, а также негативными оценочными мнениями и суждениями, совершенными в унизительной и оскорбительной формах, несовместимыми с природой права на свободное выражение мнений и убеждений, выходящими за допустимые пределы осуществления этого права, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца, обязать ответчика удалить сведения, не соответствующие действительности, унижающие и оскорбляющие, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца, размещенные на странице сайта по адресу http://ffad.ru/blog/keys-kak-spastis-ot-vnutrennikh-marketo-2412191320, а также запретить их дальнейшее распространение любым возможным способом и на любых ресурсах, обязать ответчика опровергнуть распространенные им сведения об истце не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца, путем размещения на странице
https://ffad.ru/blog/category/cases сайта ffad.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет текста опровержения вместо каждого удаленного сведения: "Удалено на основании решения суда", обязать ответчика удалить изображение (фотографию) истца, которую ответчик получил и использовал без согласия истца для иллюстрации текстов, содержащих сведения не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца, размещенных ответчиком на своем сайте в сети Интернет ffad.ru на страницах сайта по адресам: 1) http://ffad.ru/blog/inogda-oni- vozvrashchayutsya -2905201034 - в тексте под заголовком "Иногда они возвращаются"; 2) http://ffad.ru/blog/keys-kak-spastis-ot-vnutrennikh-marketo-2412191320 - в тексте под заголовком "Как спастись от внутренних маркетологов" и запретить его дальнейшее использование, обязать ответчика удалить информацию о частной жизни истца, распространенную ответчиком дата на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", имеющем название "FFAD.RU | ФАДЕЕВЩИНА | САЙТ фио (Маркетолог фио - основатель "Агенства БЕЗ фио" и со-основатель "Торшинского Треста")" и адрес http://ffad.ru/, путем размещения фотографии заявления от дата о возбуждении уголовного дела в порядке частного обвинения, содержащего информацию о частной жизни истца, в тексте, под заголовком "Иногда они возвращаются", на странице сайта по адресу http://ffad.ru/blog/inogda-oni-vozvrashchayutsya-2905201034 и запретить её дальнейшее использование, обязать ответчика компенсировать моральный вред в размере 30.000, сумма, взыскать сумму государственной пошлины в размере сумма, судебные издержки в сумме сумма, сумма, в том числе расходы на оформление доверенности представителя в размере 1.800, сумма, расходы, связанные обеспечением нотариусом доказательств, подтверждающих размещение ответчиком порочащих сведений в сети "Интернет" в размере 19.955, сумма, расходы на оплату услуг представителя в размере 25.000, сумма
В обоснование исковых требований истец указала, что информация, изложенная в названных выше материалах, сопровождается оскорбительными комментариями в отношении нее, содержит информацию о частной жизни истца. Факт распространения указанных сведений подтверждается протоколом осмотра доказательств от дата. Сведения в форме утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, а также субъективного мнения, были высказаны ответчиком без приведения каких-либо доказательств. На сайте ответчика размещены два связанных между собой материала, автором которых он является: материал под заголовком "Иногда они возвращаются", который посвящен фио, и материал под заголовком "Как спастись от внутренних маркетологов". Факт распространения ответчиком сведений об истце подтверждается также скриншотами страниц с сайта ffad.ru. Избранный ответчиком стиль изложения указывает на наличие описываемых фактов в реальной действительности. Материал под названием "Как спастись от внутренних маркетологов" содержит фотографию истца, которую ответчик получил и использовал без ее согласия. Указанная фотография размещена истцом на своем аккаунте в социальной сети в "ВКонтакте" (vk.com) в альбоме "Мои фотографии". Доступ к аккаунту истца защищен двухфакторной аутентификацией. На указанной фотографии лицо истца заменено на изображение ответчика с гримасой (намеренным искажением черт лица), вставлены фразы, якобы принадлежащие истцу. Материал под заголовком "Иногда они возвращаются", помимо сведений о частной жизни истца, оскорбительных комментариев, также содержит данную фотографию истца, которую ответчик получил и использовал без ее согласия. На фотографии ответчиком лицо истца заменено на изображение лица ответчика с гримасой, дорисованы слезы и вставлены изображения лекарственных препаратов "Корвалол", "Ново-Пассит", "Персен", "Тенотен", о которых истец указала в заявлении от дата о возбуждении уголовного дела в порядке частного обвинения.
Фотографию данного заявления ответчик разместил в материале "Иногда они возвращаются", разместив сведения о том, что фотографию истца получил из социальной сети "ВКонтакте" (vk.com), а также указав ее фамилию и инициалы.
Истец и её представитель в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования в уточненной редакции поддержали в полном объёме.
Ответчик в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, обеспечил явку своих представителей, которые заявленные исковые требования поддержали в полном объёме.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающей, что свобода выражения мнения распространяется не только на "информацию" и "мнения", воспринимаемые положительно, считающиеся неоскорбительными, но и на негативные, воспринимаемые отрицательно и даже оскорбительные, с учетом допустимых законом или нормами морали ограничений, не нарушающие при этом права, свободы и законные интересы других лиц, поскольку указанное является требованием плюрализма мнений, терпимости и либерализма в демократическом обществе.
Частью 2 ст. 10 названной Конвенции предусмотрено, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в его постановлениях.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Исходя из ст. 1100 ГК РФ в случае причинения вреда распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, наличие морального вреда предполагается.
Согласно ч. 1 ст. 152.2 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как указано в п. 1 ст. 3 ФЗ РФ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Как разъяснено в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснено, что по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
Согласно п. 9 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в силу п. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Наряду с опровержением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, или опубликованием своего ответа гражданин, в отношении которого распространены сведения, в силу п. 9 ст. 152 ГК РФ вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
В частности, при разрешении споров, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации (ст. ст. 150, 151 ГК РФ). Исключение составляют случаи, когда средством массовой информации была распространена информация о частной жизни истца в целях защиты общественных интересов на основании п. 5 ст. 49 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Эта норма корреспондируется со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что дата на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", имеющем название "FFAD.RU | ФАДЕЕВЩИНА | САЙТ фио (Маркетолог фиоев - основатель "Агентства БЕЗ фио" и со-основатель "Торшинского Треста")" и адрес http://ffad.ru/ размещен материал, иллюстрированный фотографиями, под заголовком "Как спастись от внутренних маркетологов", на странице сайта по адресу http://ffad.ru/blog/keys-kak-spastis-ot-vnutrennikh-marketo-2412191320.
дата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на сайте имеющем название "FFAD.RU | ФАДЕЕВЩИНА | САЙТ фио (Маркетолог фио - основатель "Агенства БЕЗ фио" и со-основатель "Торшинского Треста")", адрес http://ffad.ru/, размещен материал, иллюстрированный фотографиями, под заголовком "Иногда они возвращаются", на странице сайта по адресу http://ffad.ru/blog/inogda-oni- vozvrashchayutsya -2905201034.
В материале под заголовком "Как спастись от внутренних маркетологов" также содержится изображение человека с мужским лицом, в женской одежде и женскими украшениями.
В материале под заголовком "Иногда они возвращаются" на странице сайта по адресу http://ffad.ru/blog/inogda-oni-vozvrashchayutsya-2905201034 размещена, в том числе фотография заявления истца от дата о возбуждении уголовного дела в порядке частного обвинения.
В материале под заголовком "Иногда они возвращаются" также содержится изображение человека, с мужским лицом, в женской одежде и женскими украшениями, которое дополнено изображением лекарственных препаратов "Корвалол", "Ново-Пассит", "Персен" и "Тенотен", ссылки на применение которых истцом содержатся в заявлении от дата о возбуждении уголовного дела в порядке частного обвинения.
В материале под заголовком "Как спастись от внутренних маркетологов" содержится следующая, оспариваемая истцом, информация:
- "... Но потом мы узнали, что именно от своего прошлого работодателя эта дама-маркетолог, люрексом и манерами похожая на Аллегрову, и получила наши контакты с отзывами о работе нашего агентства. Точнее, так ? уходя с предыдущей работы, эта дама ухитрилась ***(вместо ненормативной лексики в настоящем решении используются символы ***) скопировать базу данных подрядчиков (на это у неё хватило ума и изворотливости), а уже оттуда она узнала о нас";
- "Оказалось, что дама-маркетолог практически не имеет опыта в digital. Точнее, не имеет никакого опыта в маркетинге вообще ? кроме одной специфичной ниши. У своего предыдущего работодателя (нашего крупного клиента) она трудилась в маркетинга РЯДОВЫМ специалистом. И была она ответственна за "полиграфический" блок работ ? печать/раздача "листовок-раздаток" промоутерами и заказ/изготовление сувенирной продукции";
- "Короче, как мы поняли позже, перед нами был инхаус-маркетолог с низкой квалификацией, околонулевым опытом, но вполне явной жаждой самоутвердиться и наживиться. А в диджитал ? тем более в работе с AMP, где все процессы прозрачны и для откатов нет места ? поживиться рублём у этой дамы не получилось. Поэтому (ещё не забывайте про большие амбиции и низкую квалификацию) она и была инициатором того "холокоста", что начал разворачиваться дальше";
- "... А позже выяснилось, что инхаус маркетинг-команда бренда не понимает значений цифр. И вообще не отдупляет, так сказать, их физический смысл. И далека от современного "рабочего" цифрового маркетинга... ";
- "... Но мы уже поняли: системного и стратегического маркетинга в компании нет и быть не может. Для этого инхаус-команда слишком слаба и недальновидна. Потому что, забегая вперёд, скажу: они не хотели думать, принимать решения, нести ответственность... ";
- "И причина этого недовольства ? не в результате (блестящем без ***), а в косности мышления инхаус-команды маркетологов. Которая тупо не поняла наших методов работы с аудиторией и тупо не смогла взять калькулятор, чтобы посчитать эффективность нашей работы. И эту свою тупость транслировала наверх, собственнику ? а он, будучи неспециалистом, ничего толком в итоге и не понял";
- "На нас вылили ведро помоев. Знаете, по какому поводу? Только не падайте... Инхаус-маркетологиня люто-бешено наехала на нас за то, что топовая блогерка не смотрит прямо в кадр на фотографии! Причём, не хотела слушать никакие объяснения ни про нативность, ни про естественность позы с красиво развевающимися волосами... "
- "А всё почему? Да потому что инхаус-команда клиента = полнейшие непрофессионалы. И за 3 месяца сотрудничества главный маркетолог клиента продемонстрировала абсолютное и ТОТАЛЬНОЕ НЕпонимание специфики продвижения в интернете, а именно ? провоцировала, создавала и проявляла: проблемы при заменах блогеров; непонимание роли посадочных материалов; отсутствие владения базовой digital-терминологией; постоянно меняющуюся стратегию; тотальное нежелание вникать в детали проекта; постоянную замену ответственных лиц, принимающих решения о размещении и участвующих в микроконтроле и т.д.".
- "... Но вот только для человека, руководящего Отделом Маркетинга крупного бренда, публикации, интернет-ресурсы и посадочные материалы ничем не отличаются друг от друга... ";
- "Директор по маркетингу тупо не знает базовой терминологии и не владеет банальной логикой, чтобы самой додуматься".
- "... Результат: тупая, необразованная и алчная команда инхаус-маркетинга спускает бюджет собственника не на реальное продвижение и развитие бренда, а на никому не *** городскую и печатную рекламу, ничего не дающую компании";
- "Требовал шанса защитить отличную (цифры врать не могут!) кампанию, сделанную вопреки саботажу и самодурству со стороны сотрудников самой компании. Приглашал генералитет "Аквахардкора" встретиться и пообщаться на тему эффективности их инхаус-маркетологов и лично шальной императрицы... ";
- "Спустя год после расставания с "Аквахардкором" я узнал о некоторых итогах работы шальной императрицы. За год от неё разбежались все сотрудники, работавшие ДО неё, а потом и коллеги, которых она привела с предыдущего места работы. Не выдержали стиля управления шальной императрицы! Подтверждают это и отзывы в Интернете";
- "*для пародийной карикатуры использовано реальное фото из соцсеточек шальной императрицы. Мадам реально в маразме образе, ей в нём хорошо и удобно. Только вот подчиненные разбегаются, но всегда можно найти новых. А то что работы неэффективная ? так это и проверить некому. Большим умам от науки и бизнеса до маркетинга в их собственной компании дела нет", - "КОГДА УГНАЛА БАЗУ ДАННЫХ С ПРОШЛОЙ РАБОТЫ, И УВЕРЕНА, ЧТО ТЕПЕРЬ ТЫ ТОЧНО ИМПЕРАТРИЦА";
- "ЧУВАКИ, ЕСЛИ ВЫ ЛИШАЕТЕ МЕНЯ ОТКАТОВ И АМБИЦИЙ, Я ВАС ПОЛОМАЮ В КРОШЕВО, СЛОВО ИМПЕРАТРИЦЫ";
- "... Для деревянной маркетологини важно, что блогерка не смотрит в кадр, и что бренды на листочках написаны фломастером от руки, а не напечатаны принятым в бренд-буке кеглем 15 размера на принтере";
- "... Мы получаем письмо инхаус-маркетологини, царицы типографий, вот с таким месседжем: "Нам продажи не нужны!". Тут, мне кажется, руководителя отдела маркетинга можно уличить буквально во вредительстве и саботаже, в попытках "слить" рекламный бюджет и в измене родине";
- "ВОТ ЖЕ ПОВЕЗЛО ТЕБЕ, ИМПЕРАТРИЦА, ЧТО ТВОЙ КОНКУРЕНТ -ТОЖЕ НЕ ШИБКО УМНЫЙ. А НЕ ТО БЫ... ";
- "И вот именно такое несчастье ? царица полиграфии с повадками "шальной императрицы" ? свалилось на неплохой в общем-то бренд с хорошим и качественным продуктом. Вот он ? Даннинг-Крюгер as is. Только посмотрите, что мы получаем от Руководителя Отдела Маркетинга";
- "Ну а зачем женщине-аллегровой, которая уютно устроилась в тёплом кресле, вся вот эта фигня? Вот ещё, думать!";
- "Наверное, этому научили на курсах по психологии, коучингу и НЛП, которыми она хвастается в своём профайле Linkedln".
В материале под заголовком "Иногда они возвращаются" содержится следующая, оспариваемая истцом, информация:
- "Хотя товарищ майор, который мне это показал, задал совершенно неожиданный вопрос: "Скажи честно, у вас с ней что-то было? Ну, не может иначе женщина написать четыре страницы ТАКОЙ *** КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ***";
-"... У человека просто плохо со всем: с русским языком, с формальной логикой, с целеполаганием, с основными понятиями о элементарной юриспруденции...
- "И мне вот приходится оправдываться. Что я даже в страшном сне не смог бы на пушечный выстрел приблизиться к женщине с уровнем интеллекта как у хлебушка. И ровно двумя извилинами. Которые отвечают исключительно за крупную моторику";
- "Ну КАААААК*** МОЖНО ДЕРЖАТЬ ТАКОЕ БРЕВНО НА ПОЗИЦИИ ДИРЕКТОРА ПО МАРКЕТИНГУ?! ОНА ЖЕ ЛИЦО КОМПАНИИ, ОНА ВАС ПОЗОРИТ!";
- "Ну это же дно!... Короче, читайте ЭТОТШЫДЕВР словесности (заявление от дата (Примечание Истца)) в исполнении фио, руководителя службы маркетинга наименование организации которая почему-то увидела себя вот в этом моём материале";
- "Пост, который якобы спровоцировал фио запивать персен корвалолом", - "Как такие деревянные люди попадают в такие крупные компании и надолго там оседают? Из школьного курса биологии известно ? простейшие хорошо адаптируются. У них сознание не заглушает инстинкты".
Вышеуказанные материалы, по утверждению истца, были размещены в сети Интернет на сайте, имеющем название "FFAD.RU | ФАДЕЕВЩИНА | САЙТ фио (Маркетолог фио - основатель "Агентства БЕЗ фио" и со-основатель "Торшинского Треста")", адрес http://ffad.ru/.
Из сообщения наименование организации следует, что администратором доменного имени ffad.ru в соответствии с регистрационными данными является фио. Дата регистрации доменного имени: 2018-07-17.
С даты регистрации смена администратора доменного имени не производилась.
Решением Тимирязевского районного суда адрес от дата по гражданскому делу N 2-3226/19 по иску фио к фио о запрете использования произведения установлен факт принадлежности фио указанного сайта и опубликования на нем спорного произведения "http://ffad.ru/blog/kak-rabotat-s-otzyvami-o-produktakh-v-po-1311181438.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от дата, вынесенного участковым уполномоченным полиции Отдела МВД России по адрес майором полиции Рудомановым ЮА. следует, что по заявлению фио была проведена проверка в отношении информации, размещенной под заголовком "Как спастись от внутренних маркетологов" на странице http://ffad.ru/blog/keys-kak-spastis-ot-vnutrennikh-marketo-2412191320. В ходе проверки были получены объяснения фио, который указал, что изложил в интернете в своем личном блоге, о жизни замечательного человека фио и ее неудачных попытках стать профессиональным маркетологом.
Истцом представлена копия договора от дата N 01-032018, заключенного между наименование организации и наименование организации на оказание рекламных, информационных и иных услуг и дополнение N 1 к указанному договору. В дополнении N 1 к договору указано, что представителями сторон по договору являются следующие лица: от наименование организации - генеральный директор фио и менеджер фио; от наименование организации - руководитель службы маркетинга фио. Также истцом представлена копия трудовой книжки, согласно сведениям которой она с дата работает в наименование организации в должности руководителя отдела рекламы и маркетинга.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований, поскольку факт распространения ответчиком спорных материалов в сети Интернет на сайте, имеющем название "FFAD.RU | ФАДЕЕВЩИНА | САЙТ фио (Маркетолог фио - основатель "Агентства БЕЗ фио" и со-основатель "Торшинского Треста")", адрес http://ffad.ru/, подтвержден представленными суду доказательствами и в судебном заседании ответчиком не опровергнут, и подтверждается скриншотами и распечатками материала "Как спастись от внутренних маркетологов", размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://ffad.ru/blog/keys-kak-spastis-ot-vnutrennikh-marketo-2412191320, скриншотами и распечаткой материала "Иногда они возвращаются", размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://ffad.ru/blog/inogda-oni-vozvrashchayutsya-290520103 4. Суду также была представлена нотариально удостоверенная копия протокола осмотра доказательства - интернет-сайта по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://ffad.ru/ от дата на бланке серия 78 АБ 8911052, составленного фио, временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального адрес
Проанализировав содержание спорных материалов, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что материал, размещенный дата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", под заголовком "Иногда они возвращаются", на сайте, имеющем название "FFAD.RU | ФАДЕЕВЩИНА | САЙТ фио (Маркетолог фио - основатель "Агентства БЕЗ фио" и со-основатель "Торшинского Треста")", адрес http://ffad.ru/, на странице сайта по адресу http://ffad.ru/blog/inogda-oni-vozvrashchayutsya-2905201034, представляет собой изложение ответчиком субъективного мнения о личности истца и ее деятельности, которое не может быть ни объективно подтверждено, ни опровергнуто, в связи с чем не является предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ.
Вместе с тем, учитывая, что содержащиеся в указанном материале высказывания фио и данные фио характеристики изложены в явно оскорбительной форме, в том числе с использованием грубых, нецензурных выражений, суд пришёл к выводу о том, что истец вправе требовать защиты ее личных неимущественных прав на основании ст. ст. 150, 151 ГК РФ, в том числе требовать компенсации причиненного ей морального вреда.
Кроме того, в материале "Иногда они возвращаются" содержатся персональные данные истца и иные сведения, относящиеся к ее частной жизни. Так в материале указана фамилия, имя, отчество истца, место работы и занимаемая должность, в размещенной в материале копии заявления о возбуждении уголовного дела содержатся сведения о состоянии здоровья истца и принимаемых ею лекарственных препаратах. Принимая во внимание, что доказательств, свидетельствующих о законности распространения фио сведений, относящихся к частной жизни истца, не представлено, суд посчитал возможным согласится с доводами истца о нарушении ответчиком права фио на неприкосновенность частной жизни, личную тайну, что также является основанием для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда. Также в соответствии с ч. 4 ст. 152.2 ГК РФ права истца на защиту информации о частной жизни подлежат защите путем обязания ответчика удалить размещенный на вышеуказанном сайте материал "Иногда они возвращаются".
Обязывая ответчика удалить материал, суд учёл, что в рамках настоящего дела истцом, наряду с иными требованиями, заявлены требования об обязании ответчика удалить информацию о частной жизни истца, а такая информация содержится в оспариваемом материале "Иногда они возвращаются".
Разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд правомерно были приняты во внимание характер допущенного нарушения, степень причиненных истцу нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, в связи с чем посчитал возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 25.000, сумма
Анализируя содержание материала "Как спастись от внутренних маркетологов", суд учёл, что в нем отсутствуют сведения, напрямую позволяющие идентифицировать личность истца, в том числе материал не содержит фамилии, имени, отчества лица, в отношении которого ведется повествование, иных данных, которые бы позволяли однозначно идентифицировать участников повествования. Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что используемые в материале словесно-смысловые конструкции однозначно позволяют идентифицировать кого-либо из участников повествования с личностью истца, в том числе заключения лингвистических исследований и экспертиз, в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении по делу каких-либо судебных экспертиз, в том числе и лингвистической, сторонами также заявлено не было. В связи с этим суд пришёл к верному выводу о том, что распространение сведений путем размещения на сайте материала "Как спастись от внутренних маркетологов" не влечет гражданско-правовой ответственности ответчика по заявленным истцом требованиям.
Разрешая требования истца в части защиты её права на изображение, суд пришёл к выводу что ответчиком данные права истца нарушены не были, поскольку относимых и допустимых доказательств в подтверждение этих требований в материалы дела истцом не представлено. Как установлено в ходе рассмотрения дела, в оспариваемых материалах размещено изображение человека с лицом ответчика, искаженным гримасой, в женской одежде и с женскими украшениями. В связи с этим суд правомерно пришёл к выводу, что изображение, содержащееся в оспариваемых материалах, изображением истца не является.
Доводы о том, что для создания размещенного в материалах изображения ответчиком использовалась именно фотография истца, которая была переработана, объективно ничем не подтверждены, заключений фототехнических исследований, равно как и иных доказательств, которые бы позволяли прийти к обратному выводу, в материалы дела не представлено.
На основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 20.000, сумма, расходы по оплате нотариальных услуг по обеспечению доказательств в размере 17.245, сумма В удовлетворении иных судебных расходов судом было правомерно отказано.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой представленных сторонами доказательств, данной судом первой инстанции, а также касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, все доводы были предметом судебного рассмотрения, сводятся к переоценке выводов суда, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Представителем ответчика не учитывается мотивировочная часть решения суда, в которой суд первой инстанции подробно изложил обстоятельства, нарушающие права истца материалом под заголовком "Иногда они возвращаются". В частности, судом первой инстанции правомерно было указано на нарушение данным материалом права на тайну личной жизни истца, а также на содержащиеся в данном материале высказывания и характеристики истца в оскорбительной форме, в том числе с использованием грубых и нецензурных выражениях.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от дата N 323-0-0, реальная защита прав и законных интересов лица, чьи честь, достоинство и доброе имя потерпели ущерб в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации, в любом случае должна быть обеспечена.
Действующее законодательство, в частности статьи 152 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляет возможность правовой защиты от распространения сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, под которым - в силу Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и в соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации, - следует понимать, помимо прочего, их распространение посредством сети Интернет.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тимирязевского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика фио по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.