Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Щербаковой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-106/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Саранска к Ситкиной Е.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Ситкиной Е.П. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 13 июля 2020 года об удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Саранска (далее - ИФНС России по Ленинскому району г.Саранска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ситкиной Е.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 941 913 руб, пени за несвоевременную уплату налога в размере 10 235 руб. 83 коп, недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 22 641 руб. 96 коп, пени за несвоевременную уплату налога в размере 245 руб. 10 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что за налогоплательщиком Ситкиной Е.П. зарегистрировано следующее имущество: квартира по адресу: *, с кадастровым номером *, площадью 64, 1 кв.м, доля в праве 1/1, дата регистрации права собственности - 22 сентября 2006 года, кадастровая стоимость - 2 762 274, 76 руб.; иные строения, помещения и сооружения (здание склада) по адресу: *, с кадастровым номером *, площадь - 2396, 7 кв.м, дата регистрации права собственности - 15 августа 2012 года, доля в праве - 1/1, актуальная кадастровая стоимость - 49 388 078, 53 руб.; иные строения, помещения и сооружения по адресу: * (административное здание) с кадастровым номером *, площадь - 219, 3 кв.м, дата регистрации права собственности - 15 августа 2012 года, доля в праве - 1/1; актуальная кадастровая стоимость - 1 437 327 руб.
Кроме того, налогоплательщику на праве собственности принадлежат земельный участок, расположенный по адресу: *, с кадастровым номером *, площадь - 879 кв.м, дата регистрации права собственности - 24 декабря 2015 года, доля в праве - 1/1, актуальная кадастровая стоимость - 3 821 795, 31 руб.; земельный участок, расположенный по адресу: *, с кадастровым номером *, площадь - 399 кв.м, дата регистрации права собственности - 10 мая 2016 года, доля в праве - 1/1, актуальная кадастровая стоимость - 308 067 руб. 90 коп. Инспекцией исчислен налог на имущество физических лиц и земельный налог на данные объекты, направлено уведомление N44037919 от 28 августа 2018 года, однако в установленный срок Ситкина Е.П. налог не уплатила.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 13 июля 2020 года административные исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г.Саранска к Ситкиной Е.П. о взыскании недоимки по налогам, пени удовлетворены. Указанным решением постановлено:
взыскать с Ситкиной Е.П. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Саранска задолженность по оплате налога на имущество физических лиц за 2017г. в размере 941 913 руб, пени за несвоевременную уплату налога в размере 10.235 руб. 83 коп, задолженность по земельному налогу за 2017 г. в размере 22 641 руб. 96 коп, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 245 руб. 10 коп, а всего: 975 035 руб. 89 коп. ;
взыскать с Ситкиной Е.П. в доход бюджета города Москвы в размере 12 950 руб. 36 коп.
В апелляционной жалобе административный ответчик Ситкина Е.П. ставит вопрос об изменении данного судебного решения в части взыскания налога на имущество физических лиц, указывая на несоответствие в данной части выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно статье 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Как предусмотрено статьей 396 Налогового кодекса РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ определено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса установлено, что о бъектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Из материалов дела следует, что Ситкиной Е.П. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
квартира по адресу: *, с кадастровым номером *, площадью 64, 1 кв.м, доля в праве 1/1, дата регистрации права собственности - 22 сентября 2006 года, иные строения, помещения и сооружения по адресу: * (здание) с кадастровым номером *, площадь - 2396, 7 кв.м, дата регистрации права собственности - 15 августа 2012 года, доля в праве - 1/1, иные строения, помещения и сооружения по адресу: * (здание) с кадастровым номером *, площадь - 219, 3 кв.м, дата регистрации права собственности - 15 августа 2012 года, доля в праве - 1/1.
Ситкина Е.П. является собственником следующих земельных участков:
земельный участок, расположенный по адресу: *, с кадастровым номером *, площадь - 879 кв.м, дата регистрации права собственности - 24 декабря 2015 года, доля в праве - 1/1, земельный участок, расположенный по адресу: *, с кадастровым номером *, площадь - 399 кв.м, дата регистрации права собственности - 10 мая 2016 года, доля в праве - 1/1.
Согласно налоговому уведомлению N44037919 от 28 августа 2018 года Ситкиной Е.П. начислен налог на имущество за 2017 год за названные выше объекты в размере 991 342 руб, земельный налог за 2017 год в размере 42 382 руб, определен срок уплаты - 3 декабря 2018 года.
Согласно требованию N1140 по состоянию на 15 января 2019 года задолженность Ситкиной Е.П. по налогу на имущество физических лиц за 2017 год составляет 952 909 руб, начислены пени в размере 10 325 руб. 83 коп, задолженность по земельному налогу за 2017 год составляет 22 817 руб, начислены пени в размере 245 руб. 10 коп, установлен срок уплаты задолженности - 25 февраля 2019 года (л.д.27).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N4 Ленинского района г.Саранска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N3 Ленинского район г.Саранска от 28 мая 2019 года с Ситкиной Е.П. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2017 год, пени.
Определением мирового судьи судебного участка N3 Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия от 6 декабря 2019 года судебный приказ от 28 мая 2019 года отменен на основании возражений Ситкиной Е.П.
В суд с настоящим иском административный истец обратился по почте 11 февраля 2020 года (л.д.48), то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21 октября 2014 года N368 "Об установлении налога на имущество физических лиц" на территории городского округа Саранск введен налог на имущество физических лиц (пункт 1) и установлена налоговая ставка в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере 2, 0 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ (подпункт 4 пункта 2).
Решением Верховного суда Республики Мордовия от 23 января 2020 года в удовлетворении административного иска Ситкиной Е.П. о признании недействующими пункта 262 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. N91, пункта 219 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. N73, пункта 209 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2018 г. N 94 - отказано.
В данных пунктах соответствующих Перечней указан принадлежащий Ситкиной Е.П. на праве собственности объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером *, площадью 2396, 7 кв.м.
Решением Верховного суда Республики Мордовия от 25 февраля 2020 года удовлетворены требования Ситкиной Е.П. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
Данным решением суда установлена по состоянию на 1 июля 2012 года кадастровая стоимость объекта недвижимости - здания по адресу: *, с кадастровым номером *, площадью 2396, 7 кв.м, равная его рыночной стоимомсти в размере 17 498 000 руб.
Решение суда содержит указание на то, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, постановлено считать 9 января 2020 года.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме, поскольку исходил из того, что факт наличия у Ситкиной Е.П. задолженности по налогам и ее размер в ходе судебного разбирательства подтверждены.
Доводы административного ответчика о необходимости исчисления налога на имущество физических лиц с учетом кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *, установленной решением Верховного суда Республики Мордовия от 25 февраля 2020 года, судом отклонены, поскольку, как указал суд, сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, установленные данным решением суда, применяются для целей налогообложения, начиная с 1 января 2020 года.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что судом в нарушение требований части 6 статьи 289 КАС РФ не осуществлена проверка правильности произведенного административным истцом расчета задолженности Ситкиной Е.П. по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, в нарушение положений статей 178, 180 КАС РФ не дана надлежащая правовая оценка доводам административного ответчика о перерасчете налога на имущество физических лиц (л.д.95-98).
Так, в силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 403 Кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N334-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N334-ФЗ положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей с 1 января 2019 года, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Учитывая, что решение Верховного суда Республики Мордовия, которым установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *, равная его рыночной стоимости, принято 25 февраля 2020 года, то есть после 1 янврая 2019 года, кадастровая стоимость объекта установлена по состоянию на 1 июля 2012 года, а расчет налога на имущество произведен налоговым органом 28 августа 2018 года, расчет налога на имущество физических лиц Ситкиной Е.П. подлежит расчету исходя из названной выше кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что налог на имущество физических лиц за 2017 год за объект недвижимого имущества с кадастровым номером * должен составлять 349 960 руб, а не 987 762 руб, как рассчитано налоговым органом, а общая сумма задолженности Ситкиной Е.П. по данному налогу за 2017 год с учетом произведенного налоговым органом уменьшения (расчет суммы иска - л.д.8) составляет 304 111 руб.
На основании статьи 75 Налогового кодекса РФ с Ситкиной Е.П. подлежат взысканию пени за нарушение установленного срока уплаты налога за период с 4 декабря 2018 года по 14 января 2019 года (согласно заявленным административным исковым требованиям и расчету пени - л.д.29) в размере 3 266, 66 руб.
Вместе с тем, разрешая данное дело, судебная коллегия полагает возможным согласиться с представленным административным истцом расчетом задолженности Ситкиной Е.П. по земельному налогу за 2017 год и пени за просрочку его уплаты и приходит к выводу о необходимости взыскания указанной задолженности с административного ответчика.
С учетом указанных обстоятельств, на основании статьи 114 КАС РФ с Ситкиной Е.П. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет г.Москвы в размере 6 502, 65 руб.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение суда в силу положений пункта 2 статьи 309 КАС РФ подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 13 июля 2020 года изменить, взыскать с Ситкиной Е.П. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Саранска задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 304 111 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 3 266, 66 рублей, задолженность по земельному налогу в размере 22 641, 96 руб, пени за несвоевременную уплату налога в размере 245, 10 руб, всего 330 264, 72 руб.
Взыскать с Ситкиной Е.П. госпошлину в доход бюджета г.Москвы в размере 6 502, 65 руб.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.