Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" Ярославцева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" Ярославцева А.Н. на постановление N 27-01197 Главного государственного санитарного врача по ЗАО города Москвы от 8 октября 2019 года и решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 31 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Можайского района", УСТАНОВИЛ :
постановлением N 27-01197 Главного государственного санитарного врача по ЗАО города Москвы от 8 октября 2019 года Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник Можайского района" (далее - ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 31 августа 2020 года постановление N 27-01197 Главного государственного санитарного врача по ЗАО города Москвы от 8 октября 2019 года оставлено без изменения, жалоба защитника ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" Ярославцева А.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" Ярославцев А.Н. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что отбор проб воды в квартире ** дома ** по улице "***" в городе Москве производился не в соответствии с требованиями "МУК 4.3.2900-11.4.3 Методы контроля. Физические факторы. Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения. Методические указания", утверждёнными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12 июля 2011 года: исследованию подверглись всего две точки водоразбора - одна в квартире и одна в подвале (на вводе в дом); показания представителя Роспотребнадзора "***" В.С. изложены в постановлении судьи районного суда в искажённом виде; несоответствие температуры воды установленному нормативу связано с особенностями конструкции внутриквартирной разводки, за которую отвечает собственник квартиры; 1 ноября 2019 года в процессе обследования данной квартиры нарушений в системе горячего водоснабжения выявлено не было; должностным лицом и судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании защитник ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" Ярославцев А.Н. подержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве "***" О.А. просил отказать в удовлетворении жалобы, поскольку отбор проб воды производился в соответствии с требованиями "МУК 4.3.2900-11.4.3 Методы контроля. Физические факторы. Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения. Методические указания", представленные на экспертизу материалы являлись достаточными для вынесения экспертом заключения; конструкция внутриквартирной разводки никак не может повлиять на температуру воды, которая подаётся из общедомовых источников.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" Ярославцева А.Н, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве "***" О.А, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 6.5 КоАП РФ наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждено изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" СанПиН 2.1.42496-09, в соответствии с п. 2.4 которых температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не менее 60° С и не выше 75° С.
Согласно материалам дела, 26 сентября 2019 года в 13 часов 30 минут в связи с обращением жителя на низкую температуру горячей воды вх. N "***"-2019 от 09.09.2019, по результатам проведения замеров температуры горячей виды в квартире ** дома ** по улице "***" в городе Москве, произведённым филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЗАО г. Москвы" выявлены нарушения ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также в питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению: в соответствии с экспертным заключением N 27-01159 от 27 сентября 2019 года, выданным филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЗАО города Москвы" по результатам лабораторно-инструментальных исследований на соответствие действующей нормативной документации температура горячей воды в жилой квартире (кран на кухне) составляла 50, 3° С (при норме 60-75 ° С).
Действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" квалифицированы по ст. 6.5 КоАП РФ.
Факт совершения ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 2 октября 2019 года; протоколом отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 26 сентября 2019 года; протоколом измерений температуры горячей воды N 40/06 от 26 сентября 2019 года; видеозаписью; экспертным заключением по результатам лабораторно-инструментальных исследований (испытаний) на соответствие действующей нормативной документации N 27-01159 от 27 сентября 2019 года, а также другими доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Учреждения и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о недоказанности факта нарушения ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" п. 2.4 СанПиН 2.1.42496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", являются несостоятельными, поскольку опровергаются приведёнными выше доказательствами.
Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12 июля 2011 года утверждены Методические указания "МУК 4.3.2900-11. 4.3 Методы контроля. Физические факторы. Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения. Методические указания" (далее - МУК 4.3.2900-11), которые устанавливают методику измерения температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения, применяемую при контроле (надзоре) выполнения требований СанПиН 2.1.4.2496-09 "*" "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании п. 1.2 МУК 4.3.2900-11 в соответствии с гигиеническими требованиями к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с разделом 2 МУК 4.3.2900-11. Сущность метода измерения метод основан на измерении температуры отбираемой непрерывно горячей воды средствами измерений, предназначенными для измерений температуры жидкости.
На основании п. 3.1 МУК 4.3.2900-11. для измерения температуры воды должны использоваться средства измерения (СИ) температуры жидкостей с диапазоном не уже 20 - 100 °C, имеющие погрешность измерения не более +/- 0, 5 °C и предназначенные для эксплуатации при температуре воздуха 20 - 35 °С, относительной влажности воздуха 30 - 80% и атмосферном давлении 84 - 106, 7 кПа.
Для отбора пробы горячей воды используется колба плоскодонная коническая термостойкая, или стакан вместимостью не менее 1 куб. дм, или иная емкость с аналогичными параметрами (п. 3.2 МУК 4.3.2900-11.).
При проведении измерений колба (емкость для отбора) располагается на подставке с поддоном. Поток отбираемой воды направляется в емкость для отбора. Измерения можно проводить, используя в качестве поддона раковину для умывания, ванну и т.д. (п. 3.3 МУК 4.3.2900-11.).
В соответствии с разделом 6 МУК 4.3.2900-11. Условия измерений. отбор проб и измерение температуры горячей воды должны производиться в помещениях при температуре воздуха 20 - 35 °C, влажности 30 - 80% и давлении 84 - 106, 7 кПа.
На основании п. 7.1 МУК 4.3.2900-11. отбор проб с целью проведения исследований для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 в местах водоразбора.
Для отбора воды выбирают не менее 4 точек: 2 в наиболее приближенном к вводу сети горячей воды в объект (здание) и 2 наиболее отдаленные от него. Выбор точек осуществляется по технической документации на объект, где производятся контрольные измерения (п. 7.2 МУК 4.3.2900-11.).
Перед отбором проб горячей воды следует сливать воду до установления постоянной температуры. Время слива воды может составлять до 10 минут в зависимости от состояния распределительной сети и режима расхода горячей воды потребителем. При отборе проб в месте подачи горячей воды в разводящую сеть слив воды не производится. Отбор пробы производят в емкость, отвечающую требованиям пункта 3.2 настоящих Методических указаний, при непрерывном токе воды. Расход воды должен составлять не менее 2 л в минуту (определяется по времени заполнения мерной емкости). При отборе пробы и проведении измерений избыток воды переливается через край емкости для отбора пробы в поддон, а из него удаляется в канализацию (п. 7.2 МУК 4.3.2900-11.).
Согласно протоколу отбора образцов продукции от 26 сентября 2019 года, протоколу измерений температуры горячей воды N 40/60 от 26 сентября 2019 года и видеозаписи отбор проб горячей воды, её измерение в месте подачи горячей воды в разводящую сеть (в подвале) и в кране на кухне в квартире N ** дома ** по улице "***" в городе Москве производились 26 сентября 2019 года главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспортебнадзора по городу Москве в ЗАО города Москвы "***" В.С. с участием специалиста ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в ЗАО г. Москвы - помощника врача отдела коммунальной гигиены "***" О.П. в соответствии с требованиями, установленными МУК 4.3.2900-11: при показателях микроклимата, приведённых в разделе 6 МУК 4.3.2900-11, измерение температуры производилось цифровым термометром Testo 905- TI, заводской номер 41608242, свидетельство о поверке N СП 2694153, действительной до 7 июля 2020 года, имеющим погрешность измерения не более +/- 0, 5 °C; для отбора пробы горячей воды использовалась ёмкость вместимостью 500 мл.
По результатам измерений температура горячей воды в месте её подачи в разводящую сеть (подвал) составила 61, 5 ?0, 5 °C, в кране на кухне квартиры N 57 - 50, 3?0, 5 °C, что значительно ниже норматива, установленного п. 2.4 СанПиН 2.1.42496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В соответствии с выводами экспертного заключения N 27-01159 от 29 сентября 2019 года температура горячей воды в месте подачи в разводящую сеть (подвальное помещение) соответствует требованиям раздела 2, п. 2.4 СанПиН 2.1.42496-09; температура горячей воды в жилой квартире (кран в кухне) не соответствует требованиям раздела 2, п. 2.4 СанПиН 2.1.42496-09.
При этом указанная экспертиза назначена и проведена врачом по общей гигиене отдела коммунальной гигиены "***" Н.В, имеющей необходимую квалификацию (сертификат специалиста от 03.04.2018 г. N 0156310142625), в соответствии с требованиями закона. Эксперт предупреждалась об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения, в распоряжение эксперта представлен протокол измерений температуры горячей воды от 26.09.2019 г. N 40/06, выданный ИЛЦ филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в ЗАО города Москвы, на основании которого проведено исследование и сделаны соответствующие выводы.
На основании ст. 16 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ) эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам или составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы.
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объёме (ст. 8 Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ).
В ходе проведения экспертизы в рамках настоящего дела об административном правонарушении объём представленных материалов (протокол измерений температуры горячей воды от 26.09.2019 г. N 40/60 в двух точках: в месте подачи горячей воды в разводящую сеть (подвал) системы централизованного горячего водоснабжения, присоединённой к закрытым системам теплоснабжения, и на кухне в квартире N **) был оценен экспертом как достаточный для проведения исследования и дачи заключения, дополнительные материалы экспертом не истребовались, каких-либо замечаний, в том числе относительно нарушений МУК 4.3.2900-11 при производстве отбора проб горячей воды, в экспертом заключении не содержится.
При таких обстоятельствах должностным лицом и судьёй районного суда экспертное заключение N 27-01159 от 29 сентября 2019 года правильно оценено как допустимое доказательство и положено в основу постановления и решения.
Утверждение заявителя о том, что несоответствие температуры воды установленному нормативу связано с особенностями конструкции внутриквартирной разводки, за которую отвечает собственник квартиры, не влияет на законность постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку объективно ничем не подтверждено, в МУК 4.3.2900-11 не предусмотрено при отборе проб воды исследовать конструкции внутриквартирной разводки, оснований полагать, что внутриквартирная разводка может оказать влияние на температуру горячей воды в системе централизованного горячего водоснабжения, не имеется.
Акты проверки температуры горячего водоснабжения от 29 сентября 2019 года, в соответствии с которыми температура горячей воды в квартирах N 54 и N 60 соответствует установленному нормативу, не могут быть приняты во внимание, поскольку замеры температуры производились через три дня после отбора проб в квартире N 28, что не исключало возможность изменения температуры горячего водоснабжения управляющей организацией за указанный период.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района".
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" правильно квалифицированы по ст. 6.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ. С учётом обстоятельств и характера совершённого административного правонарушения, данных о юридическом лице.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 27-01197 Главного государственного санитарного врача по ЗАО города Москвы от 8 октября 2019 года и решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 31 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Можайского района" оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ г. Москвы "Жилищник Можайского района" Ярославцева А.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.