1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Лазарева Е.В., судей Яковлева А.Г. и Кислова Д.Н. при секретаре судебного заседания Багаеве Д.Р. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Беркутовой И.В. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 30 июля 2020 года по административному делу по административному иску "данные изъяты" Ведерникова Александра Геннадьевича об оспаривании решения и уведомления ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") об отказе в принятии членов семьи на жилищный учёт.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н, объяснения административного истца Ведерникова А.Г, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Ведерников обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконными решение ФГКУ "Западрегионжилье" от 25 декабря 2019 года N и уведомление того же жилищного органа от 26 декабря 2019 года N в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному им месту жительства, членов его семьи - супруги и троих несовершеннолетних детей. Ведерников просил обязать ответчика отменить данные решение и уведомление в указанной части и принять членов семьи на требуемый учет.
Решением гарнизонного военного суда от 30 июля 2020 года административный иск был удовлетворён частично. Отказ в принятии на жилищный учёт членов семьи Ведерникова суд признал незаконным, обязал ФГКУ "Западрегионжилье" повторно рассмотреть данный вопрос, отказав в возложении на ответчика обязанности принять их на учет.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Западрегионжилье" Беркутова И.В. выражает несогласие с решением суда, просит отменить его в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.
Ссылаясь на пункт 5 статьи 2, пункты 1 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункт 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, а также на пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", она указывает, что совместное проживание членов семьи с военнослужащим является обязательным условием реализации жилищных прав, предусмотренных этим Федеральным законом.
Выводы суда о совместном проживании всей семьи в "данные изъяты" и временном пребывании истца в "данные изъяты" противоречит приведённым нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
Так, Ведерников проходит военную службу в "данные изъяты", а его супруга и дети зарегистрированы и проживают в "данные изъяты". В приказе о переводе Ведерникова к новому месту службы период его пребывания в "данные изъяты" не определён, из списков личного состава части по прежнему месту службы он исключен и возврат его к месту жительства в "данные изъяты" не гарантируется. Расстояние между городами "данные изъяты" и "данные изъяты" не позволяет истцу проходить службу в "данные изъяты" и одновременно проживать с семьей в "данные изъяты". Поскольку совместное проживание военнослужащего с членами семьи не установлено, законные основания для принятия членов семьи на жилищный учёт отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу Ведерников просит оставить апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Западрегионжилье" без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными этим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
По делу установлено, что Ведерников, имеющий выслугу в календарном исчислении свыше 20 лет и относящийся к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, с 5 апреля 2019 года проходит военную службу по контракту в войсковой части N
В его личное дело внесены сведения о членах семьи - супруге и троих несовершеннолетних детях, которые, как и сам Ведерников, сохраняют постоянную регистрацию в служебной квартире в "данные изъяты", предоставленной ему от военного ведомства в 2015 году, и в ней же проживают.
16 октября 2019 года Ведерников обратился в ФГКУ "Западрегионжилье" с заявлением о принятии его с составом семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им постоянному месту жительства в "данные изъяты".
Однако решением ФГКУ "Западрегионжилье" от 25 декабря 2019 года N Ведерников на указанный учёт принят один, а уведомлением того же органа от 26 декабря 2019 года N членам его семьи в принятии на учёт отказано ввиду непроживания совместно с военнослужащим и по причине обеспеченности супруги жилым помещением, принадлежащим ей на праве собственности, в "данные изъяты".
В абзаце двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащих - граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанных нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, на предоставление им федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, жилищной субсидии или жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Наряду с этим пункт 1 статьи 6 того же Федерального закона предусматривает, что право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" применительно к рассмотрению исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, разъяснено, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным, судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о временном отсутствии Ведерникова по месту его жительства в служебной квартире в "данные изъяты", что подтверждается следующим.
По общему правилу местом жительства гражданина признается жилое помещение (например, жилой дом, квартира, комната), где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных законных основаниях, и в котором он зарегистрирован по месту жительства (пункт 1 статьи 20 ГК РФ; абзац 8 статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Кроме того, законодательством предусмотрена возможность регистрации гражданина одновременно по месту жительства и по месту пребывания. При этом регистрация по месту пребывания, которым признается, в том числе, жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина РФ, где он проживает временно, производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства (абзац 7 статьи 2, часть 1 статьи 5, Закона РФ N 5242-1).
Условиями договора найма служебного жилого помещения, заключенного между Министерством обороны РФ и Ведерниковым 31 сентября 2015 года на основе Типового договора найма служебного жилого помещения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, предусмотрено, что временное отсутствие нанимателя и членов его семьи не влечет изменение их прав и обязанностей по настоящему договору.
Установленными обстоятельствами дела подтверждается, что все члены семьи Ведерникова, включая его самого, постоянно зарегистрированы в этой квартире и сохраняют семейные отношения, что ответчиком по существу не оспаривается. Договор найма служебного жилого помещения не прекращён и не расторгнут, решением Псковского городского суда от 27 февраля 2020 года иск Министерства обороны РФ к Ведерникову и членам его семьи о прекращении права пользования служебной квартирой, выселении из неё и снятии с регистрационного учёта, оставлен без удовлетворения.
От прав и обязанностей нанимателя по договору найма служебного жилого помещения в "данные изъяты" Ведерников не отказывался, оплачивает коммунальные расходы, а по новому месту службы в г "данные изъяты" права пользования другим жилым помещением не приобрёл.
Таким образом, фактически в другое место жительства он не переезжал, с семьей не проживает вынужденно, в связи с необходимостью исполнять обязанности военной службы в другом населённом пункте, из чего следует, что его отсутствие в "данные изъяты" носит временный характер.
Такой вывод соответствует и разъяснениям в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" о выяснении судами обстоятельств, подтверждающих временное либо постоянное отсутствие нанимателя либо члена его семьи (бывшего члена семьи) в жилом помещении.
Обоснование в жалобе факта перемены Ведерниковым места жительства ссылкой на приказы о переводе его к новому месту службы и об исключении по прежнему месту службы из списков личного состава воинской части этот вывод не опровергает, поскольку названные правовые акты распоряжений относительно места жительства военнослужащего не содержат.
Признание Ведерникова нуждающимся в жилом помещении в "данные изъяты" в порядке реализации права, предусмотренного абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", опровергает довод жалобы об отсутствии гарантии возвращения его к этому избранному постоянному месту жительства.
Не являлось препятствием для принятия членов семьи Ведерникова на жилищный учёт и наличие у супруги в собственности квартиры в "данные изъяты".
Согласно абзацу тринадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.
В пункте 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ предусматривается, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Изложенное указывает на то, что жилищный орган при определении уровня обеспеченности семьи гражданина, претендующего быть признанным нуждающимся в жилом помещении, общей площадью жилого помещения, должен исходить из наличия у каждого из её членов права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями.
Пунктом 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Аналогичная норма содержится в пункте 5 действующих в настоящее время Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 года N 1768.
Постановлением "данные изъяты" от 8 июля 2005 года N "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" учётная норма площади жилого помещения на одного человека в "данные изъяты" установлена в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Жилищная обеспеченность Ведерникова со всеми членами его семьи, претендующими на получение жилья от военного ведомства, даже с учётом общей площади жилого помещения, принадлежавшей супруге, составляет менее учётной нормы для "данные изъяты", так как на каждого из них в этом случае приходилось бы по 6, 14 кв.м (30, 7 : 5) общей площади жилого помещения.
Таким образом, поскольку оспариваемые решение и уведомление ФГКУ "Западрегионжилье" об отказе членам семьи Ведерникова в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства, требованиям закона не отвечали, суд обоснованно признал их незаконными и возложил на жилищный орган обязанность повторно рассмотреть данный вопрос.
С учётом изложенного оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 30 июля 2020 года по административному делу по административному иску Ведерникова Александра Геннадьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.