Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Киселевой Е.А.
судей
Исаевой Ю.А.
при секретаре
Синицы А.П.
Кауфман О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марцишевского Игоря Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о защите пенсионных прав, по апелляционной жалобе Марцишевского Игоря Викторовича на решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Марцишевский И.В. обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ Российской Федерации в Кольском районе) о защите пенсионных прав.
В обоснование указал, что решением ГУ УПФ Российской Федерации в Кольском районе от 22 января 2019 г. ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа работы.
В подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС) не включен: период военной службы с 8 мая 1981 г. по 13 мая 1983 г, поскольку в военном билете содержится исправление в его отчестве, не представлена справка о службе; период работы в Управлении рефрижераторного и приемо-транспортного флота "Севрыбхолодфлот" (АО "Севрыбхолодфлот") с 10 октября 1983 г. по 31 декабря 1991 г, ввиду отсутствия срочных трудовых договоров, а также не включены периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
После неоднократных дополнений и уточнений исковых требований, просил признать решение ГУ УПФ Российской Федерации в Кольском районе N * от 22 января 2019 г. незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период службы в Советской Армии с 8 мая 1981 г. по 21 мая 1983 г.; включить в страховой стаж в полуторном размере период работы в Управлении рефрижераторного и приемо-транспортного флота "Севрыбхолодфлот" (ОАО "Севрыбхолодфлот") с 10 октября 1983 г. по 31 декабря 1991 г.; включить в страховой стаж и стаж работы в РКС периоды ведения предпринимательской деятельности с 17 июля 2013 г. по 19 июля 2013 г, со 2 ноября 2013 г. по 19 апреля 2014 г, с 16 августа 2014 г. по 5 сентября 2014 г, с 1 декабря 2014 г. по 19 февраля 2015 г, со 2 декабря 2015 г. по 9 декабря 2015 г, с 11 марта 2016 г. по 19 марта 2016 г, с 31 августа 2016 г. по 9 сентября 2016 г, 31 декабря 2016 г.; с 1 сентября 2017 г. по 5 декабря 2018 г.; признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 6 июля 2018г.
Судом постановлено решение, которым иск Марцишевского И.В. удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе Марцишевский И.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы, настаивая на включении спорного периода работы в Управлении рефрижераторного и приемо-транспортного флота "Севрыбхолодфлот" (ОАО "Севрыбхолодфлот") с 11 октября 1988 г. по 31 декабря 1991 г. в страховой стаж работы в РКС в полуторном размере ссылается на положения статей 29 (пункт 5), 30, 251 КЗоТ РСФСР, пункты 9, 11, 43 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в РКС и в местностях, приравненных к РКС, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N530/П-28, а также на пункт 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждение Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N590.
Подчеркивает, что в материалы дела представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт заключения с ним трудового договора в оспариваемый период, в связи с чем он имеет право на льготы, установленные пунктом 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г.
Приводя ссылку на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г N2-П, положения Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" указывает, что в силу действующего законодательства наличие либо отсутствие срочного трудового договора в период работы с 11 октября 1988 г. по 31 декабря 1991 г. не имеет правового значения. При этом в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отсутствует указание на обязательное постоянное проживание в Российской Федерации либо осуществление на ее территории трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Марцишевский И.В. и его представители Каминский А.М, Махлай А.П, ответчик ГУ - УПФ Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не усматривает.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 24 декабря 2017г. Марцишевский И.В, _ _ рождения, достиг возраста 55 лет.
6 июля 2018 г. Марцишевский И.В, зарегистрированный в системе государственного пенсионного страхования 16 июля 2013 г, обратился в ГУ - УПФ Российской Федерации в Кольском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N * от 22 января 2019 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа работы.
Как следует из решения пенсионного органа, стаж истца по состоянию на 6 июля 2018 г. составил 18 лет 00 месяцев 11 дней, стаж работы в РКС - 15 лет 01 месяц 02 дня (календарно).
При определении права на пенсию в страховой стаж истца период работы в Управлении рефрижераторного и приемо-транспортного флота "Севрыбхолодфлот" (ОАО "Севрыбхолодфлот") с 10 октября 1983 г. по 31 декабря 1991 г. включен не в льготном исчислении.
Кроме того, ответчиком в страховой стаж и стаж работы в РКС не приняты к учету:
период военной службы в Советской Армии с 8 мая 1981 года по 21 мая 1983 г.;
периоды осуществления предпринимательской деятельности с 17 июля 2013 г. по 19 июля 2013 г, со 2 ноября 2013 г. по 19 апреля 2014 г, с 16 августа 2014 г. по 5 сентября 2014 г, с 1 декабря 2014 г. по 19 февраля 2015 г, со 2 декабря 2015 г. по 9 декабря 2015 г, с 11 марта 2016 г. по 19 марта 2016 г, с 31 августа 2016 г. по 9 сентября 2016 г, 31 декабря 2016 г, с 1 сентября 2017 г. по 5 декабря 2018 г.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не согласился с ответчиком в части невключения в страховой стаж Марцишевского И.В. периодов военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 8 мая 1981 г. по 21 мая 1983 г. и ведения предпринимательской деятельности с 1 января 2017 г. по 5 июля 2018 г, в страховой стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периодов работы в Управлении рефрижераторного и приемо-транспортного флота "Севрыбхолодфлот" (ОАО "Севрыбхолодфлот") с 10 октября 1983 г. по 29 августа 1985 г, с 31 августа 1985 г. по 17 июля 1986 г, с 1 августа 1986 г. по 2 сентября 1988 г, с 5 сентября 1988 г. по 10 октября 1988 г, в стаж работы в РКС периодов ведения предпринимательской деятельности с 15 января 2017г. по 30 декабря 2017 г, с 21 апреля 2018 г. по 5 июля 2018 г. и удовлетворил требования истца в указанной части.
В данной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи, с чем в силу положений пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периода работы в Управлении рефрижераторного и приемо-транспортного флота "Севрыбхолодфлот" с 11 октября 1988 г. по 31 декабря 1991 г. в страховой стаж работы в районах РКС, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, суд первой инстанции, проанализировав положения КЗоТ РСФСР, Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N590, Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Указа Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 г. N1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Инструкции, утвержденной постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N530/П-28, Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в РКС и в местностях, приравненных к РКС, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденными приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N2, правильно исходил из того, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом в материалы дела не представлено доказательств заключения с ним срочного трудового договора в спорный период, подтверждающего его право на предоставление льгот, установленных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, в связи с чем вывод суда об отсутствии оснований для включения периода работы истца с 11 октября 1988 г. по 31 декабря 1991 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту является правильным.
При этом суд правомерно принял во внимание, что период работы истца с 11 октября 1988 г. по 31 декабря 1991 г. учтен пенсионным органом при исчислении общего страхового стажа работы истца, в связи с чем пенсионным органом не допущено нарушения пенсионных прав истца.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на законе и соответствует обстоятельствам дела.
В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав при исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.
При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем следует учитывать, что в спорный период времени действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590.
Согласно пункту 110 Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590 "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", работа на Крайнем Севере и в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время с 1 августа 1945 г, а также работа на предприятиях, в учреждениях, организациях, на работников которых были распространены льготы, установленные для работающих на Крайнем Севере или в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время со дня распространения этих льгот до 1 марта 1960 г. засчитывалась в стаж в двойном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные для работающих в этих районах, местностях, на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Согласно подпункту "д" пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" один год работы в РКС и в местностях, приравненных к РКС, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в РКС и в местности, приравненные к РКС, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в РКС и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N530/П-28.
В соответствии с пунктом 43 данной Инструкции льготное исчисление трудового стажа, установленное пунктом 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии от 3 августа 1972 г. N590, применяется лишь при исчислении общего трудового стажа (25 лет), необходимого для определения права на пенсию.
Стаж за период работы в РКС и в приравненных к ним местностях учитывается по фактически проработанному времени.
С 1 января 1991 г. вступил в силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу статьи 94 данного Закона при подсчете трудового стажа в РКС и в местностях, приравненных к РКС, стаж исчисляется в полуторном размере.
С 1 января 2015 г. вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в соответствующей редакции) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в соответствующей редакции) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в РКС либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в РКС, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к РКС, считается за девять месяцев работы в РКС. Гражданам, проработавшим в РКС не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к РКС, а также в этих местностях и РКС каждый календарный год работы в местностях, приравненных к РКС, считается за девять месяцев работы в РКС.
В частях 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления названного Федерального закона в силу, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим в период осуществления работы (деятельности).
Принимая во внимание, что Марцишевским И.В. в материалы дела не представлено доказательств заключения с ним срочного трудового договора после 11 октября 1988 г, подтверждающего его право на предоставление льгот, установленных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца в льготном исчислении (год за полтора).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и считает несостоятельными доводы жалобы о наличии в материалах дела документов, подтверждающих факт заключения с истцом трудового договора в спорный период и его право на предоставление льгот, установленных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, поскольку они опровергаются совокупностью представленных доказательств, исследованных судом, подробный анализ которых приведен в обжалуемом решении.
Доводы жалобы о необходимости применения к спорному периоду Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N2-П от 29 января 2004 г. и ст. 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являются ошибочными, поскольку в указанный период данный закон не действовал, вступив в силу с 1 января 1992 г.
Поскольку специального стажа работы Марцишевского И.В. с учетом включения периодов с 8 мая 1981 г. по 21 мая 1983 г. (служба в армии), с 15 января 2017 г. по 30 декабря 2017 г. и с 21 апреля 2018 г. по 5 июля 2018 г. (предпринимательская деятельность), а также в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) периодов работы в Управлении рефрижераторного и приемо-транспортного флота "Севрыбхолодфлот" (ОАО "Севрыбхолодфлот") с 10 октября 1983 г. по 29 августа 1985 г, с 31 августа 1985 г. по 17 июля 1986 г, с 1 августа 1986 г. по 2 сентября 1988 г. и с 5 сентября 1988 г. по 10 октября 1988 г, признанных судом подлежащими включению в такой стаж, недостаточно для назначения истцу страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд правильно не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда по данному делу, поскольку в основном сводятся к несогласию апеллянта с той оценкой, которую суд дал представленным по делу доказательствам. Данные доводы не могут повлечь за собой отмену судебного решения в апелляционном порядке, поскольку оценка доказательств является прерогативой суда, рассматривающего дело.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Марцишевского Игоря Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.