Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Муравьевой Е.А.
Койпиш В.В.
при секретаре
Холостовой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-860/2020 по иску Федюхина Ю. С, Федюхиной В. В. к Государственному областному казенному учреждению "Управление капитального строительства Мурманской области" о признании права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и выдаче сертификата в планируемом году
по апелляционной жалобе истца Федюхиной В. В. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 09 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Федюхин Ю.С. и Федюхина В.В. обратились в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению "Управление капитального строительства Мурманской области" (далее - ГОКУ "УКС по Мурманской области") о предоставлении жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указано, что Федюхин Ю.С. с 1995 года состоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата, в качестве члена семьи в программу включена его супруга Федюхина В.В.
В июле 2019 г. ими направлены обращения Губернатору Мурманской области и прокуратуру Мурманской области по вопросу о продвижении очереди на получение сертификата для приобретения жилья.
Из ответа ГОКУ "УКС по Мурманской области", полученного 20 августа 2019 г, им стало известно, что по состоянию на 2019 г. в сводных списках граждан - участников подпрограммы по категории "пенсионеры" номер их очереди составляет 872.
Указали, что впервые Федюхин Ю.С. в 1995 г. обратился в администрацию пос. Ревда для постановки с семьей на учет (в очередь) в качестве граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В декабре 2001 года в администрации Ловозерского района Мурманской области им разъяснили о необходимости переписать заявление о постановке в очередь, которое составлено Федюхиным Ю.С. 29 декабря 2001г.
При повторном обращении в администрацию Ловозерского района Мурманской области в 2008 г. им стало известно, что на учёте они состоят с 29 декабря 2001 г, в предоставлении книги учета за 1995 г. отказано в связи с ее отсутствием.
В целях разъяснения возникшей ситуации неоднократно обращались в различные инстанции.
Ответом Министерства территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 27 апреля 2009 г. дано разъяснение, что на 1 января 2009 г. они состоят в списке очередников в категории "пенсионеры" под номером 21788, в списке администрации Ловозерского района Мурманской области - под номером 425.
В 2010, 2011, 2012 годах очередность изменялась то в большую, то в меньшую сторону, государственный жилищный сертификат до настоящего времени не выдан, несмотря на многочисленные обращения в государственные органы, прокуратуру, администрацию Президента Российской Федерации.
Полагая нарушенными их право на получение государственного жилищного сертификат, указали на то, что фактически в очереди состоят 24 года, тогда как по состоянию на 2020 г. Федюхин Ю.С. значится в сводном списке пенсионеров под номером 666.
Полагали, что их очередность на получение жилищного сертификата с учетом количества выданных сертификатов за период 2012 - 2019 г.г. наступила, однако по вине ответчиков они лишены возможности воспользоваться своим правом, очередность предоставления субсидии многократно изменялась, имеются факты предоставления субсидии гражданам, находившимся в очереди меньшей продолжительности времени, чем истцы.
Утверждают, что им не правомерно отказано в осуществлении права на получение жилищной субсидии.
С учетом уточнения исковых требований просили признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата и обязать выдать государственный жилищный сертификат в текущем 2020 году
Судом принято решение, которым исковые требования Федюхина Ю.С, Федюхиной В. В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Федюхина В.В, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, указывает, что судом не приняты во внимание доводы истцов о нарушении очередности, приводя свой подсчет очередности на получение сертификата с 2001 года.
Считает, что факт того, что очередность на получение сертификата с 2001 года до настоящего времени не наступила, является нарушением их прав.
Ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 15.11.2019) "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", указывает о неправильном исчислении их очередности на получение сертификата.
Приводит доводы о том, что очередность в сводном списке подкатегории "пенсионеры" не может увеличиваться, а должна только снижаться, исходя из количества выданных сертификатов в текущем году.
Считает, что суд не дал оценку указанным обстоятельствам и не отразил их в решении, в связи с чем решение не соответствует требованиям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
Приводя положения статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указывает, что список формируется по дате подачи заявления гражданами, в соответствии с очередностью, при этом реализация права производится в порядке очередности, в соответствии с датой постановки на учет, что в настоящем случае нарушено.
Полагает, что судом не исследован установленный законом порядок формирования списка очередников, имеющих право на получение жилищной субсидии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истцы Федюхин Ю.А, Федюхина В.В. их представитель Шамолюк И.А, представитель ответчика ГОКУ "УКС", представители третьих лиц администрации Ловозерского района Мурманской области, Министерства строительства Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обозрев учетное дело Федюхина Ю.А, журналы регистрации заявлений граждан о принятии на учет для выделения субсидий на строительство (приобретение) жилья за пределами Мурманской области за период 1995 - 2002 г.г, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Предоставление жилищных субсидий (социальных выплат) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ) и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
Из содержания преамбулы, статей 1 - 4, 7, 10 Закона следует, что федеральный законодатель наделяет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, равным правом на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, одинаково определяет условия возникновения этого права и порядок его реализации.
Категории получателей жилищной субсидии выделены в части 1 статьи 2 Закона при определении очередности предоставления социальной выплаты по принципу нуждаемости в повышенной социальной защите ((лица категории); пенсионеры; граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; работающие граждане).
Абзацем третьим части 1 статьи 1 Закона предусмотрена возможность получения жилищной субсидии дополнительно (лица категории), родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий (часть 2 статьи 2 Закона).
Статьями 3, 8, 10 Закона определено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
В целях совершенствования деятельности по реализации приведенного выше Закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которым установлен порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Пунктом 2 приведенного Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Формирование списков граждан-участников подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктами 24 - 26 Правил.
В отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, список формируется по дате подачи заявления гражданами в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ порядок определения очередности получения жилищных субсидий, предусматривающий приоритет для (лица категории), а также учет времени обращения за социальной выплатой, учитывает интересы и потребности граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, и обеспечивает реализацию конституционного принципа справедливости (определения от 24 сентября 2012 г. N 1575-О и от 23 июня 2015 г. N 1515-О).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что семья Федюхиных состоит на учете граждан, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в администрации Ловозерского района с 29 декабря 2001г, в категории очерёдности "пенсионеры", регион выезда - ***.
Из представленных администрацией Ловозерского района журналов регистрации заявлений граждан о принятии на учет для выделения субсидии на строительство (приобретение) жилья за пределами Мурманской области следует, что Федюхин Ю.С. 29 декабря 2001 г. обратился с заявлением на имя главы администрации п. Ревда о принятии его на учет по категории "пенсионеры" для предоставления жилищной субсидии на строительство (приобретение) квартиры, с указанием членов его семьи: Федюхиной В.В. -супруга, *** - дочь, *** - внук, то есть в установленном порядке поставлены на учет, включены в список на получение сертификата для приобретения жилья.
Право истцов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья как граждан, имеющих намерение выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "пенсионеры", сторонами не оспаривается.
Из материалов учетного дела Федюхина Ю.С. N 1-Р следует, что истец ежегодно обращался в установленном порядке с заявлением для выделения субсидии на строительство (приобретение) жилья для переселения из районов Крайнего Севера.
Списками граждан-участников подпрограммы выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом, подтверждается, что Федюхин Ю.С. состоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья (списки за 2012-2020 г.г.).
Указанные списки ежегодно обновляются, по состоянию на 2019 г. в данной очередности участников подпрограммы по категории "пенсионеры" Федюхину Ю.С. присвоен порядковый номер в очереди N 872; в 2020 г. - N 666.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами материального права, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению истцам жилищной субсидии, чему в решении привел убедительные мотивы.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам, согласуются с подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами материального права и достаточно мотивированы в решении, судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, в том числе журналами регистрации заявлений граждан, из которых следует, что учет заявлений администрацией Ловозерского района начат с 20 ноября 1995 г, опровергается указание истцов об обращении с заявлением о постановке на учет в июне 1995 года.
Давая правовую оценку доводам сторон, суд установил, что истец с 2009 г. ежегодно подавал в администрацию Ловозерского района заявления о включении его в список участников на получение государственного жилищного сертификата, и по результатам их рассмотрения Федюхин Ю.С. ежегодно включался в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, что следует из материалов учетного дела N 1-Р.
Вместе с тем, исходя из порядка формирования очереди, даты постановки истцов на учет, категории очередности, числа очередников, подтвердивших свое участие в программе в планируемом году, суд сделал обоснованный вывод, что очередность истца на получение государственного жилищного сертификата в 2020 г. не наступила, с чем соглашается судебная коллегия.
Так, согласно положений статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О социальных выплатах гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в первую очередь жилищные субсидии оформляются на граждан, признанных инвалидами, во вторую - на пенсионеров, в третью - на граждан, признанных безработными, в четвертую - на работающих граждан, при этом, в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями, при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную указанной статьей категорию граждан).
В соответствии с пунктом 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в планируемом году, то есть количество граждан - участников в каждом году может быть различным, соответственно, очередность зависит от наличия или отсутствия других лиц, имеющих первоочередное право, а также равной категории, принятых на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, даты постановки.
В силу пункта 29 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат. Сводный список получателей сертификатов формируется на основании утвержденного сводного списка, сформированного в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, списков граждан, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, а также утвержденных списков граждан, указанных в подпунктах "к" и "л" пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году; формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется исходя из очередности, предусмотренной пунктом 24 настоящих Правил.
В этой связи приведенный в апелляционной жалобе математический расчет определения очередности истцов, исходя из общего количества выданных сертификатов, является некорректным, противоречит положениям приведенных норм материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства порядка формирования списка очередников, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, не могут служить основанием к отмене принятого решения, поскольку законность формирования списка очередников граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в Мурманской области, истцом не оспаривалась и предметом судебного разбирательства не являлась.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о наличии у семьи Федюхиных оснований для внеочередного предоставления жилищной субсидии не нашли своего подтверждения в материалах дела, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанций фактических обстоятельств дела, основаны на субъективном мнении стороны.
Учитывая, что истцами заявлено, в том числе требование о выдаче сертификата в планируемом году, судебная коллегия также полагает необходимым указать, что суд не вправе подменять деятельность органов исполнительной власти, осуществляющий функции по предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их жилищных прав.
При таких обстоятельствах решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие подателя апелляционной жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 09 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федюхиной В. В. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.