Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Захарова А.В.
судей Киселевой Е.А.
Бойко Л.Н.
при секретаре Егошиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2594/2020 по иску Балакшиной Александры Вячеславовны к ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), понуждении к назначению ЕДВ, по апелляционной жалобе Балакшиной Александры Вячеславовны на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Захарова А.В, объяснения истца Балакшиной А.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Балакшина А.В. обратилась в суд с иском к ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" (далее - ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска") о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), понуждении к назначению ЕДВ.
В обоснование заявленных требований указала, что она является матерью троих детей: БКП _ _ г.р, БАП _ _ г.р, БМП _ _ г.р.
18 февраля 2020 г. она обратилась в ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" Первомайский окружной отдел с заявлением на предоставление государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет".
Решением ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" Первомайского окружного отдела от 19 февраля 2020 г. N * ей отказано в предоставлении данной выплаты с указанием на пункт 2.12 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 1 августа 2012 г. N 393-ПП.
ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" Первомайского окружного отдела не был учтен в ее составе семьи сын БКП _ _ г.р. обучающийся в филиале Нахимовского военно-морского училища (г. Мурманск), находящийся на полном государственном обеспечении.
Полагала указанное решение необоснованным, поскольку согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 в связи с рождением именно третьего ребенка у нее возникло право на ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Просила признать не правомерным решение ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" от 19 февраля 2020 г. N * об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 1 августа 2012 г. N 393-ПП; обязать ответчика оказать ей государственную услугу "Предоставление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" и назначить выплату в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 1 августа 2012 г. N 393-ПП с 29 октября 2019 г.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Балакшиной А.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Балакшина А.В, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Полагает, что по смыслу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606, постановления Правительства Мурманской области от 1 августа 2012 г. N 393-ПП "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", целью установления ежемесячной выплаты за счет федеральных и региональных бюджетных средств является материальная поддержка исключительно нуждающихся семей, проживающих в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией и включенных в перечень субъектов Российской Федерации, где величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, при рождении после 31 декабря 2012 г. третьего или последующих детей независимо от того, находятся ли ранее рожденные дети в такой семье на государственном обеспечении, то есть право семьи на получение мер социальной поддержки не ставится в зависимость от того, находятся ли дети, рожденные до указанной даты, на государственном обеспечении.
Считает, что подп. "а" п.1.4 Порядка N 393-ПП в сравнении с федеральным правовым актом ограничивает круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" Михайлова Е.С. просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска", извещенный о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные сторонами по делу доказательства, как в обоснование заявленных требований, так и в возражения на них по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и надлежащим образом применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации Президентом Российской Федерации 07 мая 2012 года принят Указ N 606.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 606 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 постановлением Правительства Мурманской области от 1 августа 2012 г. N 393-ПП "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" на территории Мурманской области установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - Порядок).
Применительно к настоящему Порядку нуждающейся признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения, и среднедушевой доход, размер которого не превышает величину денежных доходов в среднем на душу населения по Мурманской области, ежегодно утверждаемую постановлением Правительства Мурманской области в целях предоставления ежемесячной денежной выплаты (пункт 1.2 Порядка).
Подпунктом "а" пункта 1.4 Порядка установлено, что при определении права на ежемесячную денежную выплату не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением детей, находящихся по социальным и (или) медицинским показаниям в образовательных, медицинских организациях или организациях, оказывающих социальные услуги).
Согласно пункту 1.7 Порядка состав нуждающейся семьи определяется на дату обращения за ежемесячной денежной выплатой.
В соответствии с подп. "а" п.2.12 Порядка основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является отсутствие у гражданина права на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с настоящим Порядком.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Балакшина А.В. является матерью троих детей: БКП - _ _ г.р, БАП - _ _ г.р, БМП - _ _ г.р.
18 февраля 2020 г. Балакшина А.В. обратилась в ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" Первомайский окружной отдел с заявлением на предоставление государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет".
Решением ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" Первомайский окружной отдел от 19 февраля 2020 г. N * Балакшиной А.В. отказано в предоставлении данной выплаты со ссылкой на пункт 2.12 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 1 августа 2012 г. N 393-ПП, в связи с отсутствием у гражданина права на получение ежемесячной денежной выплаты.
Балакшиной А.В. при обращении в ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" Первомайский окружной отдел с заявлением на предоставление государственной услуги, в том числе была представлена справка Филиала ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации" (г. Мурманск)" от 13 февраля 2020 г. N * в отношении одного из детей - БКП, _ _ г.р. с указанием на то, что он является обучающимся филиала НВМУ (г. Мурманск) с 29 августа 2019 г. по настоящее время, находится на круглосуточном пребывании и полном государственном обеспечении.
Аналогичные сведения представлены Филиалом ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации" (г.Мурманск) по запросу суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно руководствуясь приведенными нормами материального права, оценив представленные доказательства в их совокупности, и установив, что оспариваемое Балакшиной А.В. решение об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, принято ответчиком в соответствии с действующим законодательством, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам.
Конкретная правовая норма, содержащаяся в подпункте "а" пункта 1.4 Порядка устанавливает, что при определении права на ежемесячную денежную выплату не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Данная норма не оспаривалась, незаконной (недействующей) и не подлежащей применению в установленном порядке не признавалась.
Обстоятельство нахождения одного из детей Балакшиной А.В. на полном государственном обеспечении подтверждено материалами дела и истцом не оспаривается.
Указанное обстоятельство в силу действующего правового регулирования исключает право заявителя на спорную выплату, так как по сути одному из трех детей Балакшиной А.В. государство уже оказывает помощь и семья тем самым лишается статуса претендента на получение ЕДВ.
При этом пункт 1.4 действующего Порядка, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 01.08.2012 N 393-ПП не содержит прямого указания на то, что при определении права на получение ЕДВ не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, рожденные после 31 декабря 2012 года.
С рождением у истца 29.10.2019 третьего ребенка она формально приобрела право на получение ЕДВ, однако семья не отвечает установленным Правительством Мурманской области иным требованиям к претендентам, одним из которых, в данном случае является то, чтобы никто из троих детей не находился на полном государственном обеспечении.
При таком положении доводы апелляционной жалобы истца судебная коллегия признаёт не имеющими правового значения, фактически они основаны на ином толковании действующего законодательства.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Балакшиной Александры Вячеславовны - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.