Мурманский областной суд в составе:
судьи судебной коллегии по гражданским делам Мурманского
областного суда Койпиш В.В.
при помощнике судьи Шевчук Л.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 13-57/2019 по заявлению администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 января 2013 г. по гражданскому делу N 2-4/2013 по иску Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересах неопределенного круга лиц к администрация г. Оленегорска, ГОУП "Оленегорскводоканал", Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, Управлению Росприроднадзора по Мурманской области об обязании организовать работы по оборудованию очистных сооружений, по частной жалобе администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области на определение Оленегорского городского суда Мурманской области от 06 августа 2020 г. (с учетом определения об исправлении описки от 17 августа 2020 г.)
установила:
вступившим в законную силу решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 января 2013 г. удовлетворены исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Оленегорска, ГОУП "Оленегорскводоканал", Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, Управлению Росприроднадзора по Мурманской области об обязании организовать работы по оборудованию очистных сооружений.
Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда, указав в обоснование, что установленного решением срока недостаточно для полного его исполнения, ссылаясь на то, что комплекс сетей и объектов водоканала на территории н.п. Высокий с 2013 г. закреплен за МУП "ОТС" на праве хозяйственного ведения, которое является эксплуатирующей организацией данного имущественного комплекса. В течение 2014-2016 г.г. заявителем направлялись заявки в Министерство энергетики и ЖКХ Мурманской области о выделении денежных средств из областного бюджета, а также для согласования инвестиционные проекты. В 2016 г. получен ответ о согласовании включения строительных проектов в государственную программу Мурманской области "Обеспечение комфортной среды проживания региона", однако в последующем в указанную программу проект не включен. В связи с отсутствием результатов государственных экспертиз проектов и необходимых средств решение о реализации проектов за счет средств областного бюджета не принято.
Кроме того, поскольку МУП "ОТС" не имеет возможности обеспечения очистки сточных вод при эксплуатации очистных сооружений без строительства новых канализационно-очистительных сооружений, возникла необходимость оформления права собственности на земельный участок, на котором расположены указанные комплексы сетей и объектов водоотведения. С этой целью с 2015 г. администрация г. Оленегорска вела работу о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования данного земельного участка, который находился в собственности Минобороны России. В 2018 г. проведено межевание земельного участка, в 2019 г. проведены кадастровые работы и зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией. Между тем, право собственности на земельный участок за муниципальным образованием не оформлено в связи с не разрешением вопроса о судьбе двух объектов недвижимости, расположенных на нем, а также проведением процедуры приватизации МУП "ОТС".
В 2019 г. разработана проектно-сметная документация и отчеты по инженерным изысканиям по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений на территории н.п. Высокий", которая направлена для согласования в Управление государственной экспертизы, после чего будет направлена в Министерство строительства для получения необходимого финансирования для реализации проекта.
Стоимость работ по оборудованию очистных сооружений превышает 300 миллионов рублей, но такими финансовыми средствами дотационный бюджет муниципального образования не располагает. В связи с чем отсрочка исполнения решения суда позволит провести необходимые процедуры и получить средства областного бюджета.
Заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01 августа 2021г.
Судом постановлено определение, которым в удовлетворении заявления администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о предоставлении отсрочки исполнения решения отказано.
В частной жалобе представитель администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области Макеев В.А. просит определение суда отменить, принять новый судебный акт, которым предоставить отсрочку исполнения решения.
В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, приведенные в заявлении о предоставлении отсрочки.
Также указывает, что после завершения процедуры регистрации приватизации МУП "ОТС" администрацией города планируется передача объектов "Здание гаража" и "Здание АЗС" в долгосрочную аренду с регистрацией в Управлении Росреестра по Мурманской области, с последующим повторным направлением пакета документов в ФГКУ "СЗТУИО" для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка под очистными сооружениями в н.п. Высокий в муниципальную собственность.
Отмечает, что Управление государственной экспертизы готово принять к рассмотрению документацию и выдать положительное заключение при условии надлежащего оформления земельного участка в муниципальную собственность. В настоящее время право собственности на земельный участок под очистными сооружениями в н.п. Высокий у муниципального образования отсутствует. 04 августа 2020 г. ФГКУ "СЗТУИО" в очередной раз отказало администрации в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Устранение указанного недостатка и подготовка нового пакета документов требует длительного времени.
Настаивает на том, что администрация проводит активную и непрерывную работу по исполнению решения суда, однако в настоящее время существует необходимость надлежащего оформления права собственности на земельный участок, передачи объектов в собственность или аренду МУП "ОТС", получения положительного заключения по проекту в ГОАУ "Управление государственной экспертизы Мурманской области", согласования и направления инвестиционных проектов в Министерство строительства Мурманской области и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области для получения необходимого финансирования для реализации проектов.
С учетом приведенных обстоятельств настаивает на том, что администрация города Оленегорска не может исполнить решение суда в требуемый срок.
Относительно частной жалобы Мурманским межрайонным природоохранным прокурором Удовик А.П. принесены возражения.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке его исполнения. Такое заявление рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суда в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Согласно разъяснениям в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных норм права и разъяснений по их применению следует, что основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии таких обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.
Поскольку предоставление отсрочки должно способствовать исполнению судебного акта, то, обращаясь с таким заявлением, должник должен не только обосновать невозможность исполнения судебного акта, но и доказать, что сможет в последующем его исполнить.
Из материалов дела следует, что решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 января 2013 г. удовлетворены исковые требования Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры, на администрацию г. Оленегорска возложена обязанность организовать в срок до 30 декабря 2013 г. работы по оборудованию очистных сооружений на выпусках в реку Ках и ручей Безымянный, впадающий в озеро Пермусозеро системами, обеспечивающими исключение сверхнормативного сброса вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты.
Решение суда лицами, участвующими в деле, не обжаловалось, вступило в законную силу.
В связи с неисполнением решения суда в установленный срок, 07 февраля 2014 г. судебным приставом-исполнителем ОСП города Оленегорска УФССП России по Мурманской области возбуждено исполнительное производство N1819/14/11/51.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 10 января 2013 г, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие наличие затрудняющих обстоятельств, которые бы носили исключительный характер.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции учел, что представленные заявителем в обоснование заявления документы свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны администрации г. Оленегорска о проводимых МУП "Оленегорские тепловые сети" мероприятиях по исполнению судебного акта, поскольку только в 2019-2020 г.г. произведены действия по включению инвестиционных проектов в государственную программу Мурманской области "Обеспечение комфортной среды проживания региона".
Также судом принято во внимание отсутствие доказательств совершения каких-либо действий со стороны администрации г. Оленегорска как собственника объектов коммуникации инженерной инфраструктуры и иного имущества, предназначенного для обслуживания жилого фонда н.п. Высокий, в том числе обеспечивающего непрерывность функционирования объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Кроме того, учтено судом и то, что в связи с отсутствием документации на строительные объекты, невозможно определить касаются ли инвестиционные проекты очистных сооружений, которые смогут производить очистку сточных вод на выпусках в реку Ках и ручей Безымянный, впадающий в озеро Пермусозеро.
Оценив представленные администрацией документы в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для предоставления отсрочки сроком до 1 августа 2021 г, при этом учел публичный интерес взыскателя, истечение длительного периода с момента вступления решения суда в законную силу.
Также суд правомерно исходил из того, что доказательств, бесспорном и достоверно свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, дающих основания для удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, заявителем не представлено.
При этом суд исходил из необходимости соблюдения интересов неопределенного круга лиц по обеспечению сохранности водных биоресурсов и среды их обитания.
Выводы суда являются правильными, соответствуют приведенным нормам процессуального права и установленным обстоятельствам.
Суд правомерно указал на то, что основания для отсрочки исполнения решения суда могут возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, при этом должен быть обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.
Приведенные заявителем обстоятельства, которые, по его мнению, являются основанием для предоставления отсрочки, судом первой инстанции проверены и им дана надлежащая оценка.
Доводы частной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, не свидетельствуют о неправильности вынесенного определения, поэтому не являются основанием для его отмены.
При этом, вопреки доводам частной жалобы, отсутствие денежных средств для исполнения решения суда не является обстоятельством исключительного характера, которое может служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения и не свидетельствует о невозможности исполнения должником решения в срок.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого определения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Оленегорского городского суда Мурманской области от 06 августа 2020 г. (с учетом определения об исправлении описки от 17 августа 2020 г.) оставить без изменения, частную жалобу администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области - без удовлетворения.
судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.