Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Тихоновой Ж.В.
судей
Науменко Н.А.
Мильшина С.А.
при секретаре
Мурашовой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Мурманской области к Деминой С. В. о взыскании задолженности по обязательным платежам
по апелляционной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Мурманской области на решение Североморского районного суда Мурманской области от 27 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Мильшина С.А, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Мурманской области (далее - МИФНС России N 9 по Мурманской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Деминой С.В. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2014-2017 годы, пени по транспортному налогу и задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год.
В обоснование заявленных требований указано, что Демина С.В, являясь лицом, обязанным уплатить транспортный налог в связи с наличием зарегистрированного на её имя транспортного средства, а также лицом, обязанным уплатить налог на имущество физических лиц в связи с наличием в её собственности объекта недвижимости, в установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога за 2014-2017 годы и налога на имущество физических лиц за 2017 год не исполнила.
Направленные в адрес Деминой С.В. уведомления об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за указанный период, а также требования об уплате указанных налогов административным ответчиком не исполнены.
11 октября 2019 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N1 Североморского судебного района Мурманской области вынесен судебный приказ о взыскании с Деминой С.В. задолженности по транспортному налогу за 2014-2017 годы, пени и налогу на имущество физических лиц за 2017 год, который определением мирового судьи от 23 октября 2019 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
До настоящего времени административным ответчиком оплата задолженности в добровольном порядке не произведена, в связи с чем административный истец просил суд взыскать с Деминой С.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 113 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2014-2017 годы в сумме 3 760 рублей, пени по уплате транспортного налога в размере 23 рубля 23 копейки.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 27 июля 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично, с Деминой С.В. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 113 рублей, государственная пошлина в размере 400 рублей. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Мурманской области Плаксин Д.А, просит решение в части отказа в удовлетворении требований о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных налоговым органом требований в полном объеме.
В обоснование жалобы выражает несогласие с выводом суда о пропуске налоговым органом срока на подачу заявления в суд.
Полагает, что выдача судебного приказа мировым судьей свидетельствует о соблюдении административным истцом срока на взыскание задолженности по обязательным платежам либо о восстановлении указанного процессуального срока, при этом оснований к отказу в принятии заявления Инспекции по мотиву пропуска установленного законом срока мировой судья не усмотрел.
Отмечает, что правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей.
Обращает внимание, что в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в части взыскания недоимки по транспортному налогу и пени у суда не имелось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца МИФНС России N 9 по Мурманской области, административный ответчик Демина С.В. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 2 статьи 289, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Исходя из положений части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки установлены статьей 5 Закона Мурманской области от 18 ноября 2002 года N 368-01-ЗМО "О транспортном налоге" и составляют, в частности, 10 рублей для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года N 3-37 установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида использования, которые рассчитываются путем умножения суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения на коэффициент-дефлятор, согласно пп. 3.2.1 в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, установлена налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в размере 0, 3%.
В соответствии с пунктом 2 решения Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года N 3-37 налоговая база устанавливается в отношении каждого объекта налогообложения и определяется: согласно подпункту 2.1 до 1 января 2017 года исходя из инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом; согласно подпункту 2.2 с 01 января 2017 года исходя из их кадастровой стоимости в соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 408 Кодекса сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный ответчик Демина С.В, 13 апреля 1981 года рождения (ИНН: 511003450987) состоит на учете в МИФНС России N2 по Мурманской области в качестве налогоплательщика.
В период с 2014 по 2017 год Демина С.В. являлась собственником транспортного средства - легкового автомобиля " *", государственный регистрационный знак *, с мощностью двигателя 94 лошадиных силы.
Налоговым органом исчислен транспортный налог на автомобиль " *" за 2014 год в размере 940 рублей (94 л.с. х 10 рублей).
07 июля 2015 года налоговым органом в адрес Деминой С.В. направлено налоговое уведомление от 20 апреля 2015 года N 510002 об уплате транспортного налога за 12 месяцев 2014 года за автомобиль " *" в размере 940 рублей, срок уплаты не позднее 01 октября 2015 года.
Ввиду неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате транспортного налога, налоговым органом 10 ноября 2015 года в адрес должника направлено требование от 28 октября 2015 года N 231789 об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме 940 рублей и пени 01 рубль 10 копеек в срок до 26 января 2016 года. Требование налогового органа оставлено налогоплательщиком без исполнения.
05 сентября 2016 года, 30 сентября 2017 год и 03 июля 2018 года посредством почтовой связи Инспекцией в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления от 27 августа 2016 года N 95060272, от 31 августа 2017 года N506817 и 23 июня 2018 года N 1220686 об уплате транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы со сроком исполнения обязанности по уплате налога не позднее 01 декабря 2016 года, 01 декабря 2017 года и 03 декабря 2018 года соответственно.
В установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога налогоплательщиком исполнена не была, в связи с чем налоговым органом в адрес Деминой С.В. в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования от 21 декабря 2016 года N 13525, от 13 февраля 2018 года N662 и от 26 декабря 2018 года N 24624, в которых было предложено погасить имеющуюся задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 940 рублей и пени 05 рублей 95 копеек, за 2016 год - в сумме 940 рублей, пени 17 рублей 98 копеек и за 2017 год - в сумме 940 рублей и пени 5 рублей 25 копеек в срок до 24 января 2017 года, 26 марта 2018 года и 05 февраля 2019 года соответственно.
Поскольку Деминой С.В. сумма налога в установленные сроки не была уплачена, налоговый орган в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислил пени за неуплату транспортного налога в сумме 23 рубля 23 копейки.
Кроме того, из материалов дела следует, что с 11 августа 2015 года Демина С.В. является собственником 1/2 доли объекта недвижимости с кадастровым номером *, жилого помещения - квартиры *.
Административному ответчику исчислен налог на имущество физических лиц за 12 месяцев 2017 года в сумме 113 рублей, исходя из 1/2 доли в праве собственности.
03 июля 2018 года в адрес административного ответчика направлены налоговое уведомление от 23 июня 2018 года N 1220686 об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год со сроком исполнения - не позднее 03 декабря 2018 года.
В установленный законом срок обязанность по уплате налога на имущество налогоплательщиком исполнена не была, в связи с чем налоговым органом в адрес Деминой С.В. в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование от 26 декабря 2018 г. N 24624, в котором было предложено погасить имеющуюся задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 113 рублей в срок до 05 февраля 2019 года.
Из материалов дела N 2а-3527/2019 по заявлению МИФНС России N 2 по Мурманской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Деминой С.В. задолженности по транспортному налогу, пени по транспортному налогу и задолженности по налогу на имущество физических лиц следует, что судебным приказом исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Североморского судебного района Мурманской области от 11 октября 2019 года с Деминой С.В. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014-2017 годы в сумме 3 760 рублей и пени 23 рубля 23 копейки, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 113 рублей.
23 октября 2019 года определением мирового судьи судебного участка N1 Североморского судебного района Мурманской области судебный приказ N 2а-3527/2019 от 11 октября 2019 года отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
До настоящего времени имеющаяся задолженность по транспортному налогу за налоговые периоды 2014, 2015, 2016, 2017 годы в размере 3 760 рублей (940+940+940+940) и начисленные пени в сумме 23 рубля 23 копейки (1, 10+5, 95+10, 93+5, 25) административным ответчиком не погашена.
На основании приказа ФНС России от 01 марта 2019 года N ММВ-7-4/103 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области", письма ФНС России от 29 января 2019 года КЧ-44/1382@ "О долговых центрах", приказов УФНС России по Мурманской области от 01 марта 2019 года N 04-02/38 "Об утверждении структуры Межрайонной ИФНС России N9 по Мурманской области" и от 19 апреля 2019 года N 04-02/64@ "О централизации функций по урегулированию задолженности" функции по урегулированию задолженности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на территории Мурманской области из ИФНС России по г. Мурманску и межрайонных ИФНС России по Мурманской области переданы в Межрайонную ИФНС России N 9 по Мурманской области с 30 апреля 2019 года.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске налоговым органом срока обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию о взыскании недоимки по транспортному налогу за налоговые периоды 2014-2017 годы.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку находит его ошибочным, основанным на неправильном применении норм налогового законодательства.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказ.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Процессуальных полномочий для проверки вынесенного мировым судьей судебного приказа у районного суда либо суда апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела не имеется.
Таким образом, в рассматриваемом деле выдача судебного приказа мировым судьей свидетельствует о наличии оснований для восстановления административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей, поскольку материалы дела подтверждают, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с Деминой С.В. неуплаченной суммы налогов и пени, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск.
Материалами административного дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Североморского судебного района Мурманской области был вынесен судебный приказ от 11 октября 2019 года по делу N 2а-3527/2019 о взыскании с Деминой С.В. задолженности за 2014-2017 годы по транспортному налогу в размере 3760 рублей, пени по транспортному налогу 23 рубля 23 копейки и задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 113 рублей, а всего 3 896 рублей 23 копейки.
Определением мирового судьи судебного участка N 1 Североморского района Мурманской области от 23 октября 2019 года судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений Деминой С.В. относительно его исполнения.
Настоящее административное исковое заявление направлено в Североморский районный суд Мурманской области 02 апреля 2020 года.
Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента его отмены (данный срок соблюден), что суд не вправе был игнорировать при исследовании вопроса о сроке обращения в суд, наличии уважительных причин пропуска срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, возможности его восстановления; административным истцом исполнены положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что срок на подачу административного иска пропущен административным истцом без уважительных причин, он сделан без учета фактических обстоятельств дела и норм материального права, регламентирующих рассматриваемые правоотношения.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что сроки обращения в суд, установленные пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, административным истцом были соблюдены, следовательно, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отказе в удовлетворении требования в связи с пропуском указанного срока.
При таком положении судебная коллегия полагает, что имеются основания для взыскания с административного ответчика Деминой С.В. задолженности за 2014-2017 годы по транспортному налогу в сумме 3760 рублей, пени по транспортному налогу в размере 23 рубля 23 копейки,.
Размер транспортного налога, пени определены налоговым органом правильно в соответствии с требованиями закона и административным ответчиком не оспаривались.
В силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Деминой С.В. в доход местного бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 174, 177, 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 27 июля 2020 года отменить в части.
Взыскать с Деминой С. В. в доход соответствующего бюджета задолженность за 2014-2017 годы по транспортному налогу в размере 3760 (три тысячи семьсот шестьдесят) рублей, пени по транспортному налогу в размере 23 (двадцать три) рубля 23 копейки.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 ноября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.