2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Турищева И.В., судей - Гордеевой Е.О. и Дуняшина О.О., при секретаре судебного заседания Бондаренко М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-33/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 0000 " ... " Кох Ольги Александровны об оспаривании бездействий командира войсковой части 0000, связанных с невыплатой денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - командира войсковой части 0000 по доверенности - Воронина П.А. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 6 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выступление представителя административного ответчика Воронина П.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Кох, проходившая военную службу по контракту в войсковой части 0000 с 13 января 2012 года является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), а с 3 февраля 2017 года уволена с военной службы по состоянию здоровья. 9 ноября 2019 года Кох обратилась с заявлением командиру войсковой части 0000 о выплате денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения, которое было рассмотрено 9 января 2020 года и по нему было принято решение об удовлетворении заявления. Однако, в установленный законом срок административному истцу не были выплачены вышеуказанные денежные средства.
Полагая незаконными бездействия командира войсковой части 0000, связанные с невыплатой Кох денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, она просила суд признать их таковыми и обязать данное должностное лицо их выплатить.
Решением Красноярского гарнизонного военного суда от 6 августа 2020 года административное исковое заявление Кох удовлетворено в полном объеме. Кроме того, с войсковой части 0000 в пользу Кох судом взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика по доверенности Воронин П.А, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, приводя в обоснование следующие доводы.
Указывает, что решение подлежит отмене в связи с его несоответствием обстоятельствам дела и нарушением норм материального права при вынесении данного решения.
Так, автор жалобы ссылаясь на действующее законодательство и нормативно-правовые акты, считает, что командиром войсковой части были сформированы сведения о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и изъявивших желание реализовать это право, произведен расчет размера дополнительных денежных средств, составлен отчет о принятом решении в установленные сроки отправлены по подчиненности в вышестоящий орган военного управления для последующего направления в Департамент строительства Росгвардии и ФГКУ "Росвоенипотека", но суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, что повлекло за собой ошибочный вывод суда об удовлетворении исковых требований.
Воронин сообщает, что несмотря на отсутствие денежных средств предназначенных для осуществления таких выплат, в целях осуществления выплаты 12 мая 2020 года командиром войсковой части 0000 был издан приказ "N" об организации выплат, дополняющих накопления участников НИС для жилищного обеспечения, бывшим военнослужащим воинской части, по мере их поступления, в том числе и административному истцу, а также ежемесячно направлялись в вышестоящий орган заявки на финансовую потребность для осуществления выплат денежных средств.
Указывает, что перераспределение бюджетных ассигнований в полномочия командира войсковой части 0000 не входит, поскольку воинская часть является получателем бюджетных средств, в связи с чем отсутствие у командира войсковой части 0000 полномочий по перераспределению бюджетных ассигнований невозможно расценивать как его бездействие.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Спирин Н.Д. и представитель административного истца Кучкин М.Г, не соглашаясь с ней, просят решение Красноярского гарнизонного военного суда от 6 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный истец, административные ответчики, а также их представители, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении не заявляли.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ 2-й Восточный окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Как установлено по делу гарнизонный военный суд при принятии решения об удовлетворении требований административного истца исходил из следующего.
Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники накопительно-ипотечной системы), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Согласно п. 3, п. 11 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 года N 686, выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника НИС, а порядок организации работы по выплате участникам НИС или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами.
На основании п. 65 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии РФ, утверждённых приказом Росгвардии от 14 марта 2017 года N 79, командиры воинских частей по результатам проверки ответственным должностным лицом документов, предоставленных получателем дополнительных денежных средств, принимают решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств. О принятом решении получатель дополнительных денежных средств уведомляется в письменной форме. Указанное решение принимается в срок не более 10 дней со дня подачи рапорта (заявления). После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств командирами воинских частей осуществляется установленным порядком истребование ассигнований на выплату дополнительных денежных средств. А согласно п. 72, п. 73 Порядка и п. 6, п. 12 Правил дополнительные денежные средства выплачиваются, на основании приказа командира воинской части, в котором указываются дата и номер приказа об увольнении с военной службы (исключении из списков личного состава воинской части), получатель дополнительных денежных средств, а также их размер, заинтересованным федеральным органом в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявление (рапорта) участника НИС путём перечисления заинтересованным федеральным органом в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником НИС, либо на счёт участника или члена его семьи.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 25 января 2012 года N 151-О-О, установленный нормативными положениями трехмесячный срок выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счете участника НИС жилищного обеспечения военнослужащих, с момента поступления соответствующего заявления (рапорта), к которому прикладываются соответствующие документы, требуется в частности для выполнения необходимых административных процедур по перечислению денежных средств.
Как следует из материалов дела, Кох с 13 января 2009 года по 14 марта 2017 года проходила военную службу по контракту в войсковой части 0000 была уволена с военной службы в отставку по состоянию здоровья приказом командира войсковой части 0000 от 3 февраля 2017 года "N", исключена из списков воинской части приказом командира указанной воинской части от 14 марта 2017 года "N", общая выслуга лет военной службы - 8 лет 2 месяца. В реестр военнослужащих участников НИС Кох включена 13 января 2012 года, 11 июня 2015 года она заключила договор целевого жилищного займа с ФГКУ "Росвоенипотека" в целях приобретения жилого помещения, а 8 июля этого же года ею был заключен договор купли-продажи с использованием кредитных средств и средств целевого жилищного займа.
Согласно рапорту Кох от 9 декабря 2019 года она обратилась к командиру войсковой части 0000 с просьбой о выплате денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения, на заседании жилищной комиссии воинской части 16 декабря 2019 года вышеуказанный рапорт удовлетворен. Сообщением Врио командира войсковой части 0000 от 9 января 2020 года Кох была проинформирована о принятии решения по выплате ей денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения. 3 февраля 2020 года врио заместителя командира войсковой части 0000 по тылу - начальник тыла в адрес вышестоящего заместителя командира войсковой части 1111 по тылу - начальника тыла направлены уточненные расчеты денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения административного истца, а 11 февраля 2020 года врио командира войсковой части 1111 в адрес командующего Сибирским округом войск национальной гвардии РФ по тылу - начальником тыла был направлен сводный отчет "N" о принятом решении по выплате вышеуказанных денежных средств. 31 марта 2020 года указанным должностным лицом направлен отчет о принятом решении по выплате участникам НИС, в том числе и Кох. денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения в Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Приказом командира войсковой части 0000 от 12 мая 2020 года постановлено при поступлении в воинскую часть лимитов денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения выплатить их административному истцу. На основании справки помощника командира войсковой части 0000 по финансово-экономической работе в 2020 году лимиты бюджетных обязательств для осуществления выплаты административному истцу денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения не поступали.
Следовательно, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что с момента обращения Кох за получением указанной выплаты прошел установленный трехмесячный срок, но данные денежные средства административный истец не получила, что указывает на бездействие командира войсковой части 0000 по невыплате административному истцу денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения.
Указание представителем административного ответчика в апелляционной жалобе, что перераспределение бюджетных ассигнований в полномочия командира войсковой части 0000 не входит, поскольку воинская часть является получателем бюджетных средств, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ является несостоятельным по следующим основаниям.
Действительно полномочиями перераспределения бюджетных ассигнований не имеется, но согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает правом внести соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи. Согласно же п. 65 Порядка командиры воинских частей по результатам проверки ответственным должностным лицом документов, предоставленных получателем дополнительных денежных средств, принимают решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств. После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств командирами воинских частей осуществляется установленным порядком истребование ассигнований на выплату дополнительных денежных средств. В соответствии с п. 66 Порядка в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о выплате дополнительных денежных средств ответственное должностное лицо воинской части направляет отчет и заверенные копии рапортов (заявлений) на выплату дополнительных денежных средств и документов, указанных в пункте 6 Правил выплаты, в вышестоящий орган управления (по подчиненности). Ответственное должностное лицо воинской части, непосредственно подчиненной директору, направляет указанные документы в регистрирующий орган.
В данном случае, как видно из материалов дела, данные действия в установленные сроки совершены не были.
Поэтому в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Кох суд первой инстанции принял обжалуемое решение, которое окружной военный суд считает правильным, поскольку оно основано на приведённых выше обстоятельствах административного дела и нормах материального права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установилспорные правоотношения, правильно определили применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе по основаниям ст. 310 КАС РФ, влекущим отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с законом, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене правильного по существу решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 307, 308, 309 и 311 КАС, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 6 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кох Ольги Александровны оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и апелляционное определение вступают в законную силу со дня вынесения апелляционного определения и с этого дня в течение шести месяцев судебные акты могут быть обжалованы через гарнизонный военный суд в Кассационный военный суд, а затем - непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Копия верна:
Судья
О.О. Дуняшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.