Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Степашкиной В.А, судей
Володкевич Т.В, Полозовой А.А, при секретаре
Винник Е.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5700/19 по иску Пермякова Владимира Николаевича к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе Пермякова В.Н. и его представителя Говоровой О.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 декабря 2019 года, которым (с учетом дополнительного решения от 4сентября 2020 года) постановлено:
В удовлетворении исковых требований Пермякова Владимира Николаевича к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение, отказать.
В удовлетворении исковых требований Пермякова Владимира Николаевича к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: "адрес", отказать.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца - адвоката Говоровой О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Харченко А.В, полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермяков В.Н. обратился в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить ему в собственность жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: "адрес" либо другое благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, общей площадью не менее "адрес".
В обоснование требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 сентября 2016 года N жилые помещения "адрес" признаны непригодными для проживания, дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в утвержденную постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 5 ноября 2013 года N муниципальную программу "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа". В рамках указанной программы ему предложена квартира, расположенная по адресу: "адрес" в которую он согласился переселиться, о чем 6 июля 2018 года подал соответствующее заявление руководителю Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании Пермяков В.Н. участия не принимал, его представитель - адвокат Говорова О.В. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Дячук И.И. исковые требования не признала, полагала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев дело по существу, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Пермяков В.Н. и его представитель - адвокат Говорова О.В, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов обстоятельствам дела, просят судебную коллегию решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Указывают, что суд первой инстанции не дал оценки представленным в материалы дела со стороны истца доказательствам, а именно, заявлению от 6 июля 2018 года, обращениям от 21 декабря 2018 года и 26 марта 2019 года и ответам на них, свидетельствующим, что причиной, по которой жилое помещение так и не было представлено Пермякову В.Н, явилось административная волокита. Полагали ошибочным вывод суда о том, что единственным способом защиты жилищных прав истца является предоставление ему жилого помещения путем выкупа.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодексаРФ, в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп по правилам статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу и включением его в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, в связи с чем при его предоставлении следует учитывать положения статьи 89 Жилищного кодексаРФ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, законодатель определил, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьи 32 Жилищного кодекса РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, но только в случае включения дома в региональную программу.
Из материалов дела следует, что Пермяков В.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; право собственности зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 26 июля 2012 года N жилые помещения - "адрес" признаны непригодными для проживания, Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа поручено принять меры к расселению жилых помещений указанного дома, занимаемых по договорам социального найма.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 сентября 2016 года N "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
23 мая 2017 года Комитетом по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в адрес Пермякова В.Н. направлено требование о необходимости принятия мер к сносу аварийного "адрес" в срок до 1 июня 2018 года; указано, что в случае не осуществления сноса дома в установленный срок земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", принадлежащее ему на праве собственности.
21 февраля 2019 года в ответ на заявления истца от 6 июля 2018 года о согласии на переселение в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", и от 21декабря 2018 года о даче ответа по задержке выдачи документов на указанное жилое помещение Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направило в его адрес сообщение, в котором указало, что распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 сентября 2016 года N "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, дом расселялся в рамках подпрограммы 1 "Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", которая действовала до 31 декабря 2018 года. С 1 января 2019 года утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа" со сроком реализации 2019 - 2024 годы. Также указало, что Управлением проводятся мероприятия по внесению изменений в уникальные характеристики объекта недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: "адрес", после внесения изменений в муниципальную программу Управление вернется к рассмотрению вопроса о расселении "адрес"
23 мая 2019 года Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в адрес Пермякова В.Н. направлено сообщение с указанием на то, что с 2018года в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа отсутствуют жилые помещения, соответствующие понятию "равнозначности жилого помещения" его жилому помещению; согласно пункту 4.3 Муниципальной программы в рамках программного мероприятия "изъятие имущества для муниципальных нужд" планируется изъятие жилых помещений путем выкупа у собственников, которое регламентируется статьей 32 Жилищного кодекса РФ. Указано, что в настоящее время Управлением подготовлен проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа "О внесении изменений в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года N 1985 "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", в котором Муниципальная программа дополнена приложением 2, содержащим, в том числе, перечень аварийных домов, многоквартирный "адрес" включен в данный перечень.
Рассматривая заявленные требования Пермякова В.Н, суд первой инстанции, установив, что постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 5 ноября 2013 года N утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа" со сроком реализации до 31 декабря 2018 года, постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года N утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа" со сроком реализации 2019 - 2024 года, при отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии между Пермяковым В.Н. и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа соглашения относительно предоставления истцу на праве собственности другого жилого помещения взамен занимаемого, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, сделанными в результате неверного определения имеющих значение для дела обстоятельств и без учета фактических обстоятельств дела, что в соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения за жилое помещение.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 3 указанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
"адрес" включен в региональную программу Камчатского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края", утвержденную постановлением правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 N в подпрограмму А "Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда".
Согласно пояснениям представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, данным в суде апелляционной инстанции, "адрес" расселялся в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда", действовавшей до 31 декабря 2018 года, был полностью расселен, кроме квартиры, принадлежащей на праве собственности истцу.
Учитывая, что "адрес" (жилые помещения которого признаны непригодными для проживания в 2012 году) в сентябре 2016 года признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную программу Камчатского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края", утвержденную постановлением правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 N, в силу норм Жилищного кодекса РФ и разъяснений по их применению Пермяков В.Н. по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
В материалах дела имеются данные о том, что истец осуществил выбор способа обеспечения его жилищных прав путем предоставления жилого помещения в собственность, вместе с тем, иное жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.
Исходя из изложенных обстоятельств, руководствуясь вышеуказанными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениями по и применению, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа по предоставлению Пермякову В.Н. в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен признанного аварийным и непригодным для проживания в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 41, 7 кв.м, расположенного в черте "адрес"
Поскольку законом не предусмотрено предоставление взамен аварийного жилого помещения конкретного жилого помещения, между сторонами соглашения о предоставлении истцу в собственность именно жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", взамен признанного непригодным, не заключалось, оснований для возложения на администрацию обязанности предоставить указанную квартиру Пермякову В.Н. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 декабря 2019 года с учетом дополнительного решения от 4сентября 2020 года отменить.
Возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность предоставить Пермякову Владимиру Николаевичу в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: "адрес" равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 41, 7 кв.м, расположенное в черте "адрес"
В удовлетворении требования о возложении на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности предоставить Пермякову Владимиру Николаевичу в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: "адрес", в собственность квартиру по адресу: "адрес", отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.