Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бутиной Е.Г, судей Слепнева П.И, Полозовой Н.Ф, при секретаре судебного заседания Гордееве А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2238/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области к Акимову Д.Н. о взыскании обязательных платежей, пени
по апелляционной жалобе Акимова Д.Н. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 июля 2020 г, установила:
в обоснование административного иска указано, что Акимов Д.Н. состоял до (дата изъята) на налоговом учете в качестве (данные изъяты), в связи с чем ему начислен налог на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения. Инспекцией в адрес Акимова Д.Н. 24 мая 2019 г. выставлено требование об уплате налога, пени за 2018-2019 годы (номер изъят). В установленные в требовании сроки сумма задолженности не погашена. Судебный приказ, выданный мировым судьей 29 ноября 2019 г, отменен 13 февраля 2020 г. в связи с поступившими возражениями ответчика.
На основании изложенного Межрайонная ИФНС России N 20 по Иркутской области (далее МИФНС N 20, инспекция, налоговый орган) просила суд взыскать с ответчика в общей сумме 39 000 руб. 31 коп. за 2018 и 2019 годы, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 30 913 руб. 15 коп, из них за 2018 год в размере 26 545 руб, за 2019 год в размере 4 368 руб. 15 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 6 864 руб. 40 коп.: за 2018 год в размере 5 840 руб, за 2019 год в размере 1 024 руб. 40 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 001 руб. 28 коп.: за 2018 год в размере 918 руб. 90 коп, за 2019 год в размере 82 руб. 38 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 221 руб. 48 коп.: за 2018 год в размере 202 руб. 16 коп, за 2019 год в размере 19 руб. 32 коп.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 21 июля 2020 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Акимов Д.Н. просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает на оставление судом без внимания факта ненаправления ему копии административного искового заявления с приложенными к нему документами; факта истечения совокупного срока по взысканию недоимки, задолженности по пеням за 2018 год.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель МИФНС N 20 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца Акимова Д.Н, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя МИФНС N 20 Давыдова А.В, возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции, приняв во внимание представленные административным истцом письменные доказательства по направлению в адрес ответчика требования об уплате налога, пени за 2018 и 2019 годы, в которых срок исполнения требования указан до 10 июля 2019 г, установив, что налоговым органом соблюдены сроки обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию (номер изъят) от 24 мая 2019 г, пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения искового заявления в полном объеме.
С выводами суда первой инстанции в части взыскания задолженности по страховым взносам и пени за 2018 год судебная коллегия согласиться не может, так как судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании пункта 1 статьи 419 главы 34 "Страховые взносы" НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели).
Согласно пункту 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируется главой 34 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Акимов Д.Н. до (дата изъята) состоял на налоговом учете в качестве (данные изъяты), следовательно, являлся налогоплательщиком страховых взносов.
Налоговый орган выставил и направил налогоплательщику Акимову Д.Н. требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 24 мая 2019 г. (номер изъят) с расчетами по страховым взносам за 2018-2019 годы, согласно которым налогоплательщик обязан уплатить страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 30 913 руб. 15 коп, из которых за 2018 год в размере 26 545 руб, за 2019 год в размере 4 368 руб. 15 коп.; на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в сумме 6 864 руб. 40 коп, из которых за 2018 год в размере 5 840 руб, за 2019 год в размере 1 024 руб. 40 коп, со сроком исполнения до 10 июля 2019 г.
Кроме того, в указанном требовании на Акимова Д.Н. возложена обязанность по уплате пени по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в размере 1 001 руб. 28 коп, на обязательное медицинское страхование работающего населения в сумме 221 руб. 48 коп.
Данное требование получено Акимовым Д.Н. 26 мая 2019 г, что подтверждается скриншотом страницы из личного кабинета налогоплательщика.
Полагая, что истцом соблюдены положения пункта 6 статьи 69 НК РФ, а также представлены доказательства, подтверждающие соблюдение административным истцом процедуры и порядка взыскания недоимки за 2018 год, суд удовлетворил иск в данной части.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г. указано, что судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года, то есть применительно к спорной ситуации не позднее 31 декабря 2018 г.
С учетом того, что праздничными днями в 2019 г. являлись с 1 по 8 января 2019 г, то срок начала исчисления недоимки начинается с 9 января 2019 г.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 70 НК РФ о том, что срок выставления требования - не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, началом срока выставления требования является 10 января 2019 г. и заканчивается 10 апреля 2019 г.
Принимая во внимание требования пункта 4 статьи 69 НК РФ о том, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании, то срок для выставления требования об уплате задолженности по страховым взносам истекал 18 апреля 2019 г.
При этом правового значения установление срока в требовании об уплате налога в срок 10 июля 2019 г. не имеет, поскольку срок для выставления требования об уплате страховых взносов за 2018 год нарушен.
С учетом изложенного, налоговый орган должен был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 год не позднее 18 октября 2019 г.
Между тем, согласно требованию об уплате налога, пени (номер изъят), выставленному, в том числе и за 2018 год, оно направлено в адрес налогоплательщика 24 мая 2019 г. При этом с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился только 25 ноября 2019 г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что налоговым органом не соблюден совокупный срок для принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за 2018 год, что исходя из письменных возражений налогового органа, им не оспаривается.
Данная позиция судебной коллегии подтверждается разъяснениями, содержащимися в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", изложенными в пункте 6.
В силу того, что налоговым органом пропущен совокупный срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа по страховым взносам за 2018 год, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, ходатайство о восстановлении срока в исковом заявлении отсутствует, то правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании недоимки, пени за указанный налоговый период у суда первой инстанции не имелось.
Предельный срок для обращения с заявлением в суд о взыскании задолженности по уплате страховых взносов представляет собой совокупность последовательно взаимосвязанных сроков, установленных Налоговым кодексом РФ для совершения органом контроля за уплатой страховых взносов отдельных действий, направленных в целом на взыскание страховых взносов.
Несвоевременное совершение уполномоченным органом действий по взысканию задолженности не влечет продления совокупного срока для ее принудительного взыскания, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной законом.
Доводы возражений налогового органа в части наличия оснований для взыскания пени по страховым взносам за 2018 год в связи с тем, что налогоплательщиком не оспаривается сам факт наличия указанной задолженности, судебной коллегией отклоняются.
Поскольку установленные законом сроки для взыскания с ответчика недоимки за 2018 год истекли, что влечет утрату возможности принудительного взыскания начисленных сумм страховых взносов, признание их безнадежными к взысканию, то и обязанность по уплате пени за указанный период также считается прекращенной.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части наличия оснований для взыскания задолженности по страховым взносам за 2019 год в сумме 5 392, 55 руб, пени в сумме 101 руб. 70 коп, поскольку налоговый орган обратился в суд в установленные законом сроки.
Акимовым Д.Н. в данной части решение не обжаловалось.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований о взыскании задолженности по страховым взносам за 2019 год суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы жалобы о том, что ответчику не направлялась копия административного искового заявления с приложениями, опровергается материалами дела. Реестром почтовых отправлений от 18 июня 2020 г. (номер изъят) подтверждается факт направления Акимову Д.Н. копии настоящего искового заявления (л.д. (данные изъяты)).
С учетом того, что административное исковое заявление удовлетворено частично, то решение суда части взыскания государственной пошлины подлежит изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход бюджета города Иркутска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309, пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 июля 2020 г. по данному административному делу отменить в части взыскания задолженности за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в ФФОМС, пени по страховым взносам за 2018 год, в части взыскания государственной пошлины изменить.
В указанной части принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области к Акимову Д.Н. о взыскании задолженности за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 26 545 руб, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в ФФОМС, в сумме 5 840 руб, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в сумме 918, 90 руб, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в ФФОМС, в сумме 202, 16 руб, отказать.
Взыскать с Акимова Д.Н. в бюджет города Иркутска государственную пошлину в сумме 400 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий
Е.Г. Бутина
Судьи
П.И. Слепнев
Н.Ф.Полозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.