Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Утенко Р.В.
Судей
Бакуменко Т.Н.
Вересовой Н.А.
с участием прокурора
Давыдовой А.А.
при секретаре
Ковалевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 декабря 2020 года апелляционную жалобу Мощенко Д. А. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... по иску ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Мощенко Д. А. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении.
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В, пояснения представителя истца Маклакова А.В, представителя ответчика Иванова В.А, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерство обороны РФ обратилось с иском к Мощенко Д.А. о признании утратившим право пользования жилыми помещением, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" (Славянка) "адрес", со снятием с регистрационного учета, и выселении из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Истец указал, что помещение по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" (Славянка) "адрес" является собственностью РФ и состоит на балансе ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. Согласно договору найма N... от "дата" указанное служебное помещение предоставлено для временного проживания военнослужащему Мощенко Д.А. "дата" Мощенко Д.А. реализовал право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации путём приобретения с использованием целевого жилищного займа (НИС) жилого помещения по адресy: "адрес", Всеволожский муниципальный район, "адрес", в связи с чем утратил нуждаемость в использовании специализированного жилого помещения.
"дата" в адрес Мощенко Д.А. направлено требование о необходимости освобождения спорного жилого помещения, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено признать Мощенко Д.А. утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: т-Петербург, "адрес" (Славянка), "адрес" со снятием с регистрационного учета.
Выселить Мощенко Д.А. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" без предоставления иного жилого помещения.
Взыскать с Мощенко Д.А. госпошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в сумме 600 руб.
В апелляционной жалобе Мощенко Д.А. просит указанное решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу ст. помощник прокурора Приморского районного суда Санкт-Петербурга С.Ю.Арсентьева выразила согласие с решением суда.
В судебное заседание ответчик и третьи лица не явились, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц в порядке п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя сторон, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от "дата" N... "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
По смыслу пп. 68 и 71 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от "дата" N... Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением, а также осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от "дата" N... "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах Российской Федерации", уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Постановления Правительства РФ от "дата" N... "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" и соответствующих инструкций определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.
Как установлено судом первой инстанции, согласно договору найма служебного жилого помещения N... "дата" служебное жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", Славянка, "адрес", предоставлено для проживания военнослужащему Мощенко Д.А..
Договор заключен на период прохождения военной службы в 174 военном представительстве (п.5 договора).
Мощенко Д.А. зарегистрирован в вышеуказанном служебном жилом помещении.
Ответчик реализовал право на обеспечение жилым помещением по Министерства обороны Российской Федерации путём приобретения с использованием целевого жилищного займа (НИС) жилого помещения по адресy: "адрес", Всеволожский муниципальный район, Муринское городское поселение, "адрес". Право собственности на квартиру за ответчиком зарегистрировано "дата".
"дата" в адрес Мощенко Д.А. направлено требование о необходимости освобождения спорного жилого помещения, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.
В настоящее время Мощенко Д.А. без установленных законом оснований занимает служебное помещение, так как приобретение военнослужащим участником жилого помещения в собственность посредством целевого займа, считается реализацией военнослужащим своего права на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральные законы предусматривают военную службу, то есть такой военнослужащий не имеет право не предоставление служебного жилого помещения, поскольку государство выполнило перед ним взятые на себя обязательства по обеспечению его жилым помещением.
Приобретение военнослужащим жилья за счет участия в накопительно-ипотечной системе является одной из форм его жилищного обеспечения, реализуемого за счет средств федерального бюджета.
Установив указанные обстоятельства, суд правомерно признал ответчика утратившим право пользования жилым помещением и выселил его из спорной квартиры.
Указав, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого Мощенко Д.А. продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения срока давности к требованиям заявителя.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции полагает возможным согласиться, и, руководствуясь положениями Федерального закона от "дата" N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона о накопительно-ипотечной системе, полагает необходимым отметить, что после получения Мощенко Д.А. денежных средств во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа в рамках его участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих государство исполнило свои обязательства по жилищному обеспечению ответчика. С указанного момента Мощенко Д.А. являлся обеспеченным жильем по месту военной службы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции при разрешении спора не применены нормы ст. 83, 101, 102, 103, 104 ЖК РФ, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Так, право военнослужащих на жилище предусмотрено Федеральным законом от "дата" N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 4 Закона о накопительно-ипотечной системе реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В силу пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о накопительно-ипотечной системе каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе является одной из форм реализации его права на жилище.
Согласно части 3 статьи 11 Закона о накопительно-ипотечной системе получение участником денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 данного Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 названного Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Довод заявителя жалобы, что жилое помещение, приобретенное за счет накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, находится в ином субъекте, а не по месту военной службы ответчика, в связи с чем ответчика нельзя считать обеспеченным жилым помещением по месту прохождения военной службы, являлся предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонен, как основанный на неправильном применении норм материального права с учетом установленных по делу обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства, обеспеченность военнослужащего жильем в соответствующем близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте не порождает у него права на получение служебного жилого помещения в Санкт-Петербурге.
Судом установлено, что приобретенное Мощенко Д.А. жилое помещение по адресу: "адрес" Всеволожский муниципальный район гор. "адрес", находится в непосредственной близости от административной границы Санкт-Петербурга, ответчик имеет возможность регулярно перемещаться из указанного адреса и обратно посредством транспортной инфраструктуры.
Доводы апеллянта на то, что приобретенная по накопительно-испотечной системе квартира, находится в залоге у банка и государства, основанием к отмене постановленного судебного акта также не являются, поскольку право собственника ответчика на квартиру по адресy: "адрес", Всеволожский муниципальный район, Муринское городское поселение, "адрес", зарегистрировано "дата" (л.д.119-133), доказательств того, что принятые на себя обязательства по погашению ипотечной задолженности, государством не исполняются, не представлено.
На дату рассмотрения спора ответчик во всяком случае имеет право пользования принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением, что исключает его нуждаемость в служебном жилом помещении.
Утверждение ответчика о том, что ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ не является надлежащим истцом, повторно излагает соответствующую правовую позицию, оценка которой дана судом первой инстанции и не нуждается в дополнительной правовой аргументации
В соответствии с частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
На основании статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, у истца отсутствуют обязательства по доказыванию убытков, в связи с незаконным проживанием ответчика в принадлежащем МО РФ жилом помещении.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.
По смыслу приведенных выше положений части 1 статьи 103 и части 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения работника. Договор найма специализированного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма специализированного жилого помещения, на основании которого Мощенко Д.А. продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, не был расторгнут с ней в установленном законом порядке, оснований для применения срока исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имелось.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что суд ошибочно не применил срок исковой давности к спорным правоотношениям, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном понимании норм права и не может повлечь отмену решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований к отмене решения суда, которое постановлено при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.