Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сопраньковой Т.Г.
судей
Луковицкой Т.А.
Игнатьевой О.С.
при секретаре
Федотовой У.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 22-6392/2019 по апелляционной жалобе Федеры Елены Вячеславовны на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 октября 2019 года по иску Е.В, к ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района" об обязании произвести перерасчет задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, исключить сведения о наличии задолженности, содержащиеся в квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г, выслушав объяснения истца Е.В,, ее представителя по доверенности С.А, представителя ответчика ООО "ЖКС N 1" И.В, изучив материалы дела, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Е.В, обратился в суд с иском к ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района", в котором, просит признать действия ответчика по начислению платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение с повышающим коэффициентом за период с марта 2019 года по май 2019 года незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет, списав с лицевого счета предъявленную сумму 94 292 рубля, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также взыскать штраф.
В обоснование иска указано, что Е.В, на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес". Управление указанным домом осуществляет ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района". Истцом 11.05.2017 переустановлен счетчик холодной воды N.., установка которого осуществлена ООО "АкваГарант", на основании договора N 296АВ от 11.05.2017. В этот же день собственнику выдано свидетельство о поверке холодной воды N 178-05-11-2017-2 на средство измерения СВ-15Х холодная вода, 38760-08. 23.05.2017 составлен акт приемки (замены) узлов учета расхода на коммерческие услуги, в результате которого представителем ответчика произведен технический осмотр индивидуального прибора учета в квартире, согласно которому выявлено, что отсутствует пломба управляющей компании о вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета на счетчиках холодного и горячего водоснабжения, зафиксированы приборы учета ХВС- N... и ГВС- N.., а также показания на момент установки приборов учета. В период с мая 2017 года по апрель 2019 собственник подавал ответчику сведения за потребляемые ресурсы ХВС и ГВС согласно показаниям счетчиков, при этом 05.04.2019 ответчиком составлен акт показаний прибора учета ХВС- N... и ГВС- N.., в котором указано, что на приборах учета отсутствует пломба УК о вводе в эксплуатацию индивидуального прибора, в связи с чем, в расчетный периоде с марта 2019 года о май 2019 года произведено доначисление платы за коммунальные услуги. 06.05.2019 ответчиком выставлен счет на оплату в размере 102 352, 80 руб, из которых 94 292 руб. - повышающий коэффициент. Истец считает действия ответчика неправомерными. В досудебном прядке требования истца удовлетворены не были.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Е.В, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, удовлетворить исковые требования.
Изучив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Е.В, и ее представителя - С.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района" - И.В, полагавшую решение оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К отношениям между сторонами применяются положения Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Е.В, принадлежит на праве собственности квартира, "адрес".
11.05.2017 в квартире по адресу: "адрес" установлены индивидуальные приборы учета ХВС и ГВС, на основании договора, заключенного между Е.В. и ООО "АкваГарант", выдано свидетельство о поверке счетчика.
23.05.2017 составлен акт ответчиком приемки (замены) узлов учета расхода на коммерческие услуги, в результате которого представителем ответчика произведен технический осмотр ИПУ в квартире, согласно которому выявлено, что отсутствует пломба УК о вводе в эксплуатацию ИПУ на счетчиках ХВС и ГВС, зафиксированы приборы учета ХВС- N... и ГВС- N.., произведена их поверка и опломбировка, а также зафиксированы показания на момент установки приборов учета.
05.04.2019 ответчиком составлен акт показаний приборов учета ХВС- N... и ГВС- N.., в котором указано, что на приборах учета отсутствует пломба УК о вводе в эксплуатацию индивидуального прибора.
На основании указанного акта ответчиком в расчетном периоде марте 2019 года произведено доначисление платы за коммунальные услуги в размере 94 292, 42 руб.Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, посчитал установленными обстоятельства несанкционированного вмешательства в работу установленного в квартире Е.В, по адресу: "адрес" приборов учета ХВС- N... и ГВС- N.., в связи с чем пришел к выводу о законности действий ответчика по произведению доначислений на основании абзацев 3 - 5 пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается.
В Разделе VII Правил определен порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний, а в абз. 1 п. 81(11) установлены требование о защищенности прибора учета от несанкционированного вмешательства в его работу и предусмотрено право исполнителя установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения.
Исполнитель при проверке состояния прибора учета проверяет, в том числе, наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (абз. 4 п. 81(11) Правил).
Исходя из указанных положений нарушение целостности прибора учета, сохранности контрольных пломб признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
При этом при установлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель в соответствии с абз. 6 п. 81(11) Правил составляет соответствующий акт. Если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Такой способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, и применяется тогда, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства такой способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю является допустимым механизмом его возмещения.
Факт отсутствия контрольных пломб на индивидуальных приборах учета ХВС и ГВС установлен актом управляющей компании от 05.04.2019, составленного в присутствии истицы, и не оспоренного в установленном законом порядке.
При этом доказательств необходимости нарушения контрольных пломб с целью демонтажа вышедших из строя индивидуальных приборов учета не представлено.
Таким образом, в связи с несоблюдением потребителем Е.В. требований Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района" было обоснованно осуществлено доначисление платы за коммунальную услугу с применением повышающего коэффициента 10 за период с марта 2019 года по май 2019 года.
Поскольку судом не установлено нарушений ответчиком прав истца, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, отклонив доводы истца о незаконности произведенных ответчиком начислений, которые не нашли своего подтверждения, и действия ответчика признаны направленными на недопущение несанкционированного вмешательства потребителей в работу приборов учета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком при осуществлении приемки и поверки индивидуальных приборов учета 22.05.2017 не была осуществлена установка контрольных пломб подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленными в материалы дела документами.
Из акта приемки (замены) узлов учета расхода на коммерческий учет от 23.05.2017 следует, что собственник сдал, а жилищно-эксплуатационная организация опломбировала узлы учета ХВС- N... и ГВС- N... и приняла их на коммерческий учет до следующей даты госповерки - 11.05.2023 (л.д. 23).
Указанный акт составлен в присутствии собственника и подписан Е.В. Доказательств признания указанного акта недействительным не представлено, как не представлено сведений о том, что после составления указанного акта истица обращалась с заявлениями в управляющую компанию об отсутствии контрольных пломб.
При таком положении оснований полагать, что управляющей компанией не были выполнены возложенные на нее обязанности по опломбированию индивидуальных приборов учета не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт - Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.В, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.