Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Есениной Т.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре
Шибановой С.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-5745/2019 по апелляционной жалобе директора автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования Центр образования "Восток-Запад" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года, принятое по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о ликвидации автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного образования "Восток-Запад" и исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного образования "Восток-Запад" - Яковлевой Е.В, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу 21 октября 2019 года обратился в суд с административным иском о ликвидации автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного образования "Восток-Запад" и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя требования тем, что указанной некоммерческой организацией, в нарушение п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", не представлены в уполномоченный орган предусмотренные указанной нормой Закона сведения за 2016-2018 годы. Вынесенные в адрес организации предупреждения от 20 ноября 2018 года и 6 июня 2019 года о необходимости устранения нарушений законодательства о деятельности некоммерческих организаций не получены и не исполнены, нарушения действующего законодательства ответчиком не устранены.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года административный иск удовлетворен. Судом постановлено ликвидировать автономную некоммерческую организацию дополнительного образования "Восток-Запад" (ОГРН 1137800005100, ведомственный регистрационный номер N...) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе директор автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования Центр образования "Восток-Запад" (прежнее наименование автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Восток-Запад", государственная регистрация изменений в учредительных документах произведена 13 декабря 2019 года) Якунина Т.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что в указанные периоды организация фактически осуществляла деятельность в качестве юридического лица, предоставляя образовательные услуги на основании лицензии, оплачивала налоги, проходила проверки контролирующих органов. Непредствление отчетности за 2016-2019 годы обусловлено правовой неграмотностью ответственного сотрудника, а неисполнение предупреждений Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 20 ноября 2018 года и 6 июня 2019 года - неполучением корреспонденции по адресу места нахождения по не зависящим от организации обстоятельствам, в связи с ненадлежащим исполнением отделением почтовой связи и арендодателем занимаемого организацией помещения (по адресу: "адрес"), обязанности по доставке и передаче направляемой в адрес организации корреспонденции (п. 5.1. договора аренды нежилого помещения N... от "дата"). О рассмотрении настоящего административного дела судом ответчик также не знал - копия административного иска и судебные извещения организации не доставлены по тем же причинам. О состоявшемся решении суда ответчику стало известно после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц 6 апреля 2020 года записи о ликвидации некоммерческой организации, после чего допущенные нарушения незамедлительно устранены путем направления 13 апреля 2020 года заказным письмом с уведомлением отчетности в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
В суде апелляционной инстанции представитель автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного образования "Восток-Запад" доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о времени и месте судебного разбирательства извещен, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил, в связи с чем судебная коллегия в порядке ч. 4 ст. 263, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив дополнительно представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Восток-Запад" зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 6 июня 2013 года, ОГРН 1137800005100. Аресом места нахождения организации определен адрес: "адрес" (л.д. 8-14 т.1).
13 декабря 2019 года, после обращения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу с настоящим административным иском в суд, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений в учредительных документах, связанных с внесением изменений в сведениях о юридическом лице - переименование организации в Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Центр образования "Восток-Запад".
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, некоммерческой организацией в установленный срок за периоды 2016, 2017, 2018 годов в уполномоченный орган не представлена отчетность, предусмотренная пунктами 3, 3.1. статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Некоммерческой организацией в соответствии пунктом 1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", действовавшего в юридически значимый период (до 4 июня 2020 года), вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что ответчик неоднократно в установленный законом срок не исполнял предусмотренную законом обязанность по предоставлению в уполномоченный орган - Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу отчетность за прошедший год.
Приходя к указанному выводу и удовлетворяя заявленные требования, суд не учел следующее.
Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).
Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Действительно, в деятельности Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования Центр образования "Восток-Запад" допущены неоднократные нарушения обязательных требований пунктов 3, 3.1. статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Вместе с тем, согласно представленных судебной коллегии документов, допущенные нарушения в настоящий момент устранены, необходимая отчетность за периоды 2016 - 2018 годов представлена в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу - согласно письма начальника названного территориального органа от 29 апреля 2020 года N 78/07-7410, отчетность поступила в Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу 22 апреля 2020 года (л.д.73).
Судом апелляционной инстанции также с достоверностью установлено, что деятельность некоммерческой организации фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного административным истцом периода времени - организацией неоднократно продлевалась лицензия на осуществление образовательной деятельности и представлялись в уполномоченный орган документы для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 117-119 т.1).
С учетом вышеприведенных разъяснений и руководящих позиций Конституционного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что допущенные некоммерческой организацией нарушения не носят характер грубых и неустранимых, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными и столь существенными, достаточными для ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, учитывая юридический статус и уставные цели создания и деятельности организации (дополнительное профессиональное образование), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу требований, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь п. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года отменить.
В удовлетворении административного иска Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу отказать.
Кассационная жалоба (представление) в Третий кассационный суд общей юрисдикции может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.