Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Есениной Т.В, Ильичевой Е.В, при секретаре
Шибановой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 23 ноября 2020 года административное дело N2а-796/2020 по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 февраля 2020 года, по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к Автономной некоммерческой организации культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" о ликвидации и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения представителей административного ответчика - директора Шпанскую А.А. и Бакешина С.А. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило ликвидировать Автономную некоммерческую организацию культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" (основной государственный регистрационный номер 1027802750997, ведомственный регистрационный номер 7814050932) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу указало, что Автономная некоммерческая организация культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" зарегистрирована 11 августа 2000 года Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, основной государственный регистрационный номер 1027802750997, ведомственный регистрационный номер 7814050932. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц организация находится по адресу: 198035, Санкт-Петербург, улица Двинская, дом 15. Административный истец указал, что в нарушение законодательства организация не представляла в уполномоченный орган - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, отчётность за 2015-2018 годка, указанную в пунктах 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В ходе текущего контроля, осуществляемого Главным управлением в рамках осуществления полномочий, предусмотренных подпунктом 68 пункта 6 Положения, в связи с выявленными нарушениями в деятельности организации, в ее адрес направлялось предупреждение от 22 ноября 2018 года N78/07-19078 и от 26 июля 2019 года N78/07-12898 о необходимости устранения организацией нарушения по представлению сведений и отчетности. Предупреждение направлялось по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, однако получено не было, вместе с тем, до настоящего времени организацией указанные в Предупреждении нарушения не устранены.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 13 февраля 2020 года, заявленные требования удовлетворены, ликвидирована Автономная некоммерческая организация культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" (основной государственный регистрационный номер 1027802750997, ведомственный регистрационный номер 7814050932) и исключены сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм материального и процессуального права и оценке доказательств. В обоснование доводов апелляционной жалобы Автономная некоммерческая организация культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" указывает, что о рассматриваемом деле административный ответчик не был извещен надлежащим образом, а также судом не учтено, что организация не прекращала свою деятельность. Также апеллянтом отмечено, что у нее отсутствует обязанность по представлению отчетности, поскольку организация не является иностранным агентом.
Представители административного ответчика - директор Шпанская А.А. и Бакешин С.А, действующий по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержали.
Представитель административного истца, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, представленные документы, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Автономная некоммерческая организация культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" была зарегистрирована регистрационной палатой Администрации Санкт-Петербурга 11 августа 2000 года, 10 декабря 2002 года сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027802750997.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц юридическим адресом общественной организации является адрес: город Санкт-Петербург, улица Двинская, дом 15.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в рамках предоставленных полномочий вынесено и направлено в адрес административного ответчика, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, письменное предупреждение от 22 ноября 2018 года N78/07-19078 о нарушении требований законодательства и необходимости предоставления в срок по 30 января 2019 года отчетности за 2015-2017 года, установленной пунктом 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
От получения направленного предупреждения административный ответчик уклонился.
26 июля 2019 года в адрес Автономной некоммерческой организации культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" было направлено повторное предупреждение N78/07-12808 с установлением срока устранения нарушений по 30 сентября 2019 года, от получения которого административный ответчик также уклонился.
Удовлетворяя заявленный административный иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Автономной некоммерческой организацией культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" допущены неоднократные нарушения требований законодательства, в связи с чем, имеются основания для признании юридического лица прекратившим свою деятельность.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции необоснованным по следующим обстоятельствам.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Некоммерческой организацией в соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", действовавшего в юридически значимый период (до 4 июня 2020 года), вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что административный ответчик неоднократно в установленный законом срок не исполнял предусмотренную законом обязанность по предоставлению в уполномоченный орган - Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу отчетность за прошедшие года.
Приходя к указанному выводу и удовлетворяя заявленные требования, суд не учел следующее.
Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).
Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Действительно, в деятельности Автономной некоммерческой организации культуры "Продюсерский центр "ОДЕОН" допущены неоднократные нарушения обязательных требований пунктов 3, 3.1. статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Вместе с тем, согласно представленных судебной коллегии документов, допущенные нарушения в настоящий момент частично устранены, необходимая отчетность за период 2019 год представлена в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
Судом апелляционной инстанции также с достоверностью установлено, что деятельность некоммерческой организации фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного административным истцом периода времени, заключались гражданско-правовые договоры и представлялись в уполномоченный орган документы для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы, а также производилась уплата установленных законом налоговых обязательств.
С учетом вышеприведенных разъяснений и руководящих позиций Конституционного Суда Российской Федерации, принимая во внимание установленные обстоятельства относительного того, что допущенные некоммерческой организацией нарушения не носят характер грубых и неустранимых, не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у административного истца, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными и столь существенными, достаточными для ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, учитывая юридический статус и уставные цели создания и деятельности организации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу требований, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 февраля 2020 года по административному делу N2а-796/2020, отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении административного иска Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.