Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Поповой Е.И, Шеломановой Л.В.
при секретаре
Витвицкой А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-6301/2020 по апелляционной жалобе Остапчука И. А. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2020 года, принятое по административному иску Остапчука И. А, Луговского Д. К. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решение об отказе в согласовании публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения административного истца Остапчука И.А. и его представителя - Михайловой В.Д, возражения представителя районной администрации - Кругликовой О.Ю, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Остапчук И.А, Луговский Д.К. обратились в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просили признанить незаконным решение администрации Калининского района Санкт-Петербурга, оформленное письмом N 04-50-1673/20-2-1 от 3 сентября 2020 года, об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга в заявленных месте, дате и времени.
В обоснование требований указали, что 1 сентября 2020 года обратились в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с уведомлением о намерении провести 12 сентября 2020 года в период с 16 часов до 18 часов публичное мероприятие в форме митинга численностью участников 50 человек в специально отведенном месте, расположенном между фонтанами на северной стороне площади Ленина у Финляндского вокзала. Целью мероприятия являлось свободное выражение и формирование мнений по вопросу недопустимости покушения на жизнь политиков и общественных деятелей, а также требование эффективного и своевременного расследования отравления политика Алексея Навального.
На уведомление получен ответ N 04-50-1673/20-2-1 от 3 сентября 2020 года, в котором сообщено, что в соответствии с п. 2.1.3. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) на территории Санкт-Петербурга по 20 сентября 2020 года запрещено (временно приостановлено) проведение публичных мероприятий, а также посещение гражданами указанных мероприятий. Таким образом, проведение публичного мероприятия может привести к угрозе жизни и здоровья участников мероприятия, а также нарушению требований действующего законодательства.
По мнению административных истцов, решение районной администрации является незаконным и необоснованным, носящим произвольный характер и нарушающим права, гарантированные статьей 31 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Конвенции по защите прав и основных свобод человека, поскольку согласно уведомления, проведение публичного мероприятия планировалось с соблюдением необходимых мер защиты - обеспечение соблюдения участниками мероприятия дистанции не менее 1, 5 метра и выдачей им средств индивидуальной защиты - прозрачных щитков для лица. Полагают, что действительным основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия послужила цель не допустить любое оппозиционное высказывание.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Остапчук И.А, повторяя доводы административного иска, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановив по делу новое решение об удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции административный истец Остапчук И.А. и его представитель - Михайлова В.Д, каждый в отдельности, на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали.
Представитель администрации Калининского района Санкт-Петербурга - Кругликова О.Ю, указав на законность и обоснованность решения суда, просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный истец Луговский Д.К. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил, в связи с чем судебная коллегия в порядке ч.6 ст.226 и ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
В целях обеспечения реализации указанного права принят Федеральный закон от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), в соответствии с положениями которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
После получения уведомления о проведении публичного мероприятия уполномоченный орган в силу пункта 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения указанного уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного федерального закона.
Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 этого же Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1).
Законом, регулирующим правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Положениями данного Федерального закона делегированы полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности (статьи 11, 19 выше указанного Закона).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Санкт-Петербурга в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения.
В числе прочих мер, данным постановлением (ред. от 02.09.2020) запрещено (временно приостановлено) до 20 сентября 2020 года проведение на территории Санкт-Петербурга массовых мероприятий, в том числе публичных (пункт 2.1 Постановления).
Законность вышеприведенного Постановления, в частности, в отношении введенных ограничений на проведение массовых мероприятий, проверена в судебном порядке - решением Санкт-Петербургского городского суда от 29 апреля 2020 года по делу N 3а-176/2020, оставленным без изменения апелляционным определением второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2020 года N 66а-672/2020, суд отказал в признании оспариваемых положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121 недействующими.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относится и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом.
Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан, если это является оправданным и обоснованным и соответствует конституционно значимым целям.
Согласно статье 19 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, установлено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
При таких обстоятельствах в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, которое в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, указание в обоснование временной невозможности проводить публичные мероприятия на правовые нормы, в том числе временно возлагающие на граждан обязанности публично-правового характера в пределах территории города Санкт-Петербурга, не нарушают конституционные права граждан, а направлены на противодействие распространению инфекции с целью защиты конституционно значимых прав граждан, прежде всего на жизнь и здоровье, как высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности.
Таким образом, вопреки доводам административных истцов, оспариваемый ответ не носит произвольный характер, а направлен на исполнение ответчиком обязанности по соблюдению законодательства в области защиты прав и законных интересов граждан и обусловлен введенным на территории Санкт-Петербурга режимом повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Правовых оснований согласовать проведение указанного административными истцами публичного мероприятия или предложить альтернативное место для его проведения в условиях установленного законом запрета ввиду наличия угрозы нарушения охраняемых законом прав человека, у районной администрации не имелось.
Доводы апелляционной жалобы сводится к несогласию административного истца с выводами суда первой инстанции. Обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено. Основания для иной оценки доказательств, имеющихся в деле, и иного применения норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.