Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре
В.Е.М.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-4433/2019 по апелляционной жалобе некоммерческого партнерства " "... "" на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 ноября 2019 года по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к некоммерческому партнерству " "... "" о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного ответчика некоммерческого партнерства "Центр "... "" - П.Е.А. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к некоммерческому партнерству " "... "" о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность и исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного иска представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу ссылался на то обстоятельство, что некоммерческое партнерство " "... "" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в "дата" (регистрационный номер N...), однако в нарушение требований пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" названная организация не представляла в территориальное Управление Минюста России отчётность в период с "дата".
В иске Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу указывалось, что в адрес организации направлялось предупреждение от "дата" N.., а также повторное предупреждение от "дата" N... о необходимости устранения нарушений законодательства о деятельности некоммерческих организаций, однако, предупреждения организацией не были получены и возвращены оператором почтовой связи названному территориальному Управлению Минюста России.
Указанные обстоятельства, по мнению представителя истца, являются основанием для прекращения деятельности организации и исключении сведения о ней из ЕГРЮЛ.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 13 ноября 2019 года, ликвидировано некоммерческое партнерство " "... "", основной государственный регистрационный номер N.., а сведения о ней исключены из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе представитель некоммерческого партнерства " "... "" просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
Некоммерческое партнерство " "... "" (далее - НП "Центр "... "") зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц "дата", ОГРН "... " (л.д. 8-14).
Местом нахождения партнерства в учредительном документе определен адрес: "адрес" (л.д. 16).
Доводы представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о том, что НП " "... "" не представляло отчетность, указанную в пунктах 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) за период с 2015 по 2018 года в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции нашли своё подтверждение и не оспаривались представителем названной некоммерческой организации в суде апелляционной инстанции.
Названным территориальным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в адрес НП " "... "" "дата" направлялось предупреждение от "дата" N... об устранении нарушений статьи 32 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с указанием срока устранения нарушений по "дата" (л.д. 24-26).
Указанное предупреждение направлено партнерству по адресу, указанному в учредительном документе, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений с отметкой оператора почтовой связи о принятии корреспонденции к отправке (л.д. 27-29). Предупреждение адресатом не получено и "дата" возвращено Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу с указанием на неудачную попытку вручения (л.д. 30-31).
"дата" ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в адрес НП " "... "" повторно направлено предупреждение от "дата" N... об устранении нарушений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (л.д. 32-34).
Согласно отчёту об отслеживании почтовых отправлений ФГУП "Почта России", предупреждение от "дата" поступило на отделение связи, обслуживающее адрес НП " "... "", "дата", и затем, "дата", после неудачных попыток вручения адресату, возвращено Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (л.д. 43-44).
Таким образом, у Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу имелись правовые основания для признании некоммерческого партнёрства прекратившим свою деятельность в судебном порядке.
Удовлетворяя административный иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что НП " "... "" допущены неоднократные нарушения требований законодательства, вследствие которых юридическое лицо должно быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Выводы суда первой инстанции не имеют достаточных оснований для принятия решения о признании юридического лица прекратившим свою деятельность.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Некоммерческой организацией в соответствии пунктом 1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (зарегистрирован в Минюсте РФ 09 апреля 2010 года N 16857) утверждены Формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (приложение N 1).
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учётом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в названных Постановлениях, не учтена в полной мере судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что представитель некоммерческого партнерства "Центр "... "" в заседание суда первой инстанции не явился, судебная корреспонденция, направленная по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве места нахождения ответчика ("адрес"), возвращена в суд неполученной, в связи с истечением срока хранения, что в совокупности с фактом неисполнения партнерством обязанности по информированию ГУ Министерства юстиции по Санкт-Петербургу о продолжении деятельности и неполучения предупреждений оценивалось судом в качестве доказательств, подтверждающих факт прекращения деятельности некоммерческого партнерства "Центр "... "".
Тем не менее, в суд апелляционной инстанции некоммерческое партнерство " "... "" представило документы, подтверждающие сведения о фактическом осуществлении ответчиком хозяйственной деятельности, которые в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приняты в качестве новых доказательств с учётом неосведомленности ответчика о наличии судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Некоммерческое партнерство " "... "" имеет денежный счет в " "... "", по которому осуществляется движение денежных средств, проводятся банковские операции, в том числе связанные с выплатой заработной платы, с уплатой обязательных платежей в государственные страховые фонды.
Организация ведет бухгалтерскую отчетность, предоставляет необходимые сведения в Пенсионный фонд Российской Федерации, органы статистики, уплачивает страховые взносы, а также налоги; имеет действующие договоры на оказание услуг по вывозу отходов, на экологическое сопровождение, электроснабжение, поставки газа, отпуск питьевой воды, приём сточных вод и загрязняющих веществ (отходов), связанные с содержанием и обслуживанием дома "адрес".
Должностным лицом Главного управления министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу "дата" приняты отчеты о деятельности некоммерческого партнерства "Центр по содействию в коллективном управлении недвижимым имуществом" и о персональном составе его руководящих органов, отчеты о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за "дата", что подтверждается соответствующими расписками (л.д. 105-109).
При этом представитель административного истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседаниях суда апелляционной инстанции (пять заседаний) не присутствовал, возражения относительно доводов апелляционной жалобы и представленных административным ответчиком документов не представил.
Таким образом, из представленных документов следует, что некоммерческое партнерство " "... "" фактически осуществляет хозяйственную деятельность в качестве юридического лица до настоящего времени, выявленные Управлением Минюста нарушения носят устранимый характер; при этом партнерством представлены требуемые по закону документы о своей деятельности.
Учитывая изложенное, принимая во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1246-О, недопустимость нарушения прав граждан на объединение, следует прийти к выводу об отсутствии достаточных оснований для признания некоммерческого партнерства прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении о нём сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
Суд первой инстанции, приходя к выводу о том, что организация прекратила свою деятельность в качестве юридического лица, не проверил посредством соответствующих запросов в Пенсионный фонд Российской Федерации, налоговые органы, органы статистической отчётности сведения о деятельности организации, что указывает на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что в силу пункта 2 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации является основанием для отмены постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 ноября 2019 года по административному делу N 2а-4433/2019, отменить.
В удовлетворении административного иска Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации к некоммерческому партнерству " "... "" о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.