Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н, судей Трошина С.А, Галимова Л.Т, при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Р.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Трошина С.А. административное дело по апелляционной жалобе Гайнуллина Альберта Дамировича на решение Кировского районного суда города Казани от 26 июня 2020 года, которым постановлено:
"в административном иске Гайнуллина Альберта Дамировича к ИКМО г.Казани, МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани", МКУ "Администрация Кировского и Московского районов г.Казани", начальнику МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани" Дябилкиной Ирине Витальевне о признании решения об отказе в корректировке красных линий на земельном участке незаконным, возложении обязанности устранить нарушение - отказать".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Гайнуллина А.Д. - Королеву Г.М. в поддержку апелляционной жалобы, представителя административного ответчика МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Саитбаталову Д.Р, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гайнуллин А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", муниципальному казенному учреждению "Администрация Кировского и Московского районов города Казани", начальнику муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Дябилкиной И.В. о признании решения об отказе в корректировке красных линий на земельном участке незаконным, возложении обязанности устранить нарушение.
В обоснование заявленных требований указано, что Гайнуллину А.Д. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в границах земельного участка с кадастровым номером...
Гайнуллин А.Д. обратился в администрацию Кировского и Московского районов города Казани с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Ответом от 28 февраля 2017 года административному истцу рекомендовано произвести уточнение границ земельного участка с кадастровым номером... по координатам, представленным кадастровым инженером, согласно приложенной графике, при условии согласования границ запрашиваемого земельного участка с правообладателями смежного земельного участка с кадастровым номером...
Кроме того, Гайнуллин А.Д. обращался в муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о корректировке красной линии на земельном участке.
Ответом N 15/02-04-17704 от 3 ноября 2018 года муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" отказало Гайнуллину А.Д. в корректировке красных линий.
С таким решение Гайнуллин А.Д. не согласен. На данном земельном участке расположен дом, в котором с 1928 года проживал дед Гайнуллина А.Д. Право собственности на жилой дом приобретено до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Черта градостроительного отступа и красные линии были изначально соблюдены на стадии проектирования и строительства дома. В дальнейшем красная линия была проработана без учета существующей застройки и фактического землепользования.
С учетом уточненных требований просил суд признать незаконным решение муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" об отказе в корректировке красных линий на земельном участке, содержащееся в письме N15/02-04-17704 от 3 ноября 2018 года, ; возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить нарушение путем корректировки и переноса красной линии за границы земельного участка.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Указывается, что доказательством нахождения красных линий может быть проект планировки территории, разработанный и согласованный в установленном порядке. Проект планировки части территории "Западное Заречье", на который ссылается суд первой инстанции, не представлен в материалы дела, а представленный его фрагмент не может являться надлежащим доказательством. Апеллянт обращает внимание на то, что право собственности на жилой дом приобретено еще до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, черта градостроительного отступа и красные линии были изначально соблюдены на стадии проектирования и строительства дома.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Гайнуллина А.Д. - Королева Г.М. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Саитбаталова Д.Р. полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что на основании нотариально удостоверенного договора дарения от 19 мая 1958 года, Гайнуллину М.Г. принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", копия договора хранится в организации технической инвентаризации, где зарегистрирована 28 ноября 1977 года.
Гайнуллину А.Д. указанный жилой дом принадлежит на праве собственности на основании завещания, право собственности зарегистрировано с 15 декабря 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Гайнуллин А.Д. обратился в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с заявлением о предоставлении информации о правомерности красных линий на земельном участке с кадастровым номером... и о рассмотрении возможности корректировки красных линий на указанном земельном участке.
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" представлен ответ N 15/02 - 04 - 17704 от 3 ноября 2018 года, в котором указано, что в соответствии с проектом планировки территории района "Западное Заречье", утвержденным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10 октября 2011 года N 6204, земельный участок расположен частично в зоне планируемого размещения школ, детских дошкольных учреждений, частично - в красных линиях ул. "адрес". Публичные слушания по проекту планировки территории проведены 10 августа 2011 года. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 октября 2017 года N 4247 утвержден проект планировки части территории района "Западное Заречье". В соответствии с данным проектом планировки земельный участок с кадастровым номером... частично расположен в зоне детских дошкольных учреждений, частично в красных линиях ул. "адрес". Публичные слушания по данному проекту планировки проведены 11 сентября 2017 года. Вопрос о корректировке красных линий на данном земельном участке был вынесен на комиссию, которой было принято решение о сохранении существующего положения красных линий ввиду утвержденного проекта планировки территории. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик обоснованно отказал в корректировке красных линий земельного участка, поскольку проект планировки части территории "Западное Заречье" утвержден постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда в виду следующего.
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.
Как следует из обращения Гайнуллина А.Д, заявитель просил административного ответчика не только предоставить информацию о правомерности установления красных линий на земельном участке с кадастровым номером.., но и рассмотреть возможность корректировки красных линий на указанном земельном участке.
В ответе МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" подробно изложены обстоятельства и хронология утверждения планировки территории, проведения публичных слушаний, однако мотивированный ответ о возможности, либо невозможности корректировки красных линий, проходящих через земельный участок административного истца, предоставлен не был.
Административный ответчик в своем ответе на обращение не привел доводов со ссылками на нормы действующего законодательства, препятствующих либо исключающих возможность уточнения, корректировки красных линий, с учетом установления красных линий через жилой дом административного истца без учета градостроительных отступов от жилых строений и существующего права собственности на домовладение, зарегистрированного за Гайнуллиным М.Г в организации технической инвентаризации не позднее 28 ноября 1977 года, то есть еще до утверждения планировки территории 10 октября 2011 года.
Сведения о земельном участке с заявленной площадью 903 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 1 сентября 1999 года, то есть до установления красных линий в 2011 году.
Сама по себе ссылка в ответе административного ответчика на принятие решения о сохранении существующего положения красных линий ввиду утвержденного проекта планировки территории ответом по существу поставленного в обращении вопроса не является.
Данные обстоятельства, являющиеся юридически значимыми для разрешения заявленных требований, судом первой инстанции оставлены без внимания.
Тем самым, доводы административного истца о том, что отказ административного ответчика в уточнении красных линий и не предоставление мотивированного ответа на обращение об объективных причинах невозможности их корректировки нарушает его права как собственника домовладения и препятствует в реализации права на приобретение земельного участка в собственность, заслуживают внимания.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска о признании незаконным ответа на обращение Гайнуллина А.Д, выраженного в письме от 3 ноября 2018 года N 15/02-04-17704.
Для восстановления нарушенных прав административного истца МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" надлежит повторно рассмотреть обращение Гайнуллина А.Д. в части вопроса о возможности корректировки красных линий на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: "адрес".
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Республики Татарстан от 26 июня 2020 года по данному административному делу отменить и принять новое решение.
Административный иск Гайнуллина Альберта Дамировича к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", начальнику МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Дябилкиной И.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ на обращение Гайнуллина Альберта Дамировича, выраженный в письме начальника МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Дябилкиной И.В. от 3 ноября 2018 года N 15/02-04-17704.
Возложить на МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" обязанность повторно рассмотреть обращение Гайнуллина Альберта Дамировича в части вопроса о возможности корректировки красных линий на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: "адрес".
В удовлетворении остальной части требований административного иска к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", начальнику МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Дябилкиной И.В, а также в удовлетворении административного иска к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Администрации Кировского и Московского районов города Казани отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 ноября 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.