Судья 1-го Восточного окружного военного суда Агапов А.А., рассмотрев частную жалобу начальника ФГКУ "830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом" Министерства обороны Российской Федерации на определение судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2020 года о возвращении искового заявления указанного лица к ФИО1 о привлечении к ограниченной материальной ответственности, установил:
Обжалуемым определением исковое заявление начальника ФГКУ "830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "830 ЦОМТИ" МО РФ) возвращено ввиду отсутствия полномочий на подписание и предъявление искового заявления в суд.
В частной жалобе начальник ФГКУ "830 ЦОМТИ" МО РФ ФИО7 выражает несогласие с определением и просит его отменить, поскольку в силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года N161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Закон или Закон о материальной ответственности) наделен полномочиями для привлечения ФИО1 к материальной ответственности в судебном порядке и подписания соответствующего искового заявления.
ФИО1 в поданных на частную жалобу возражениях полагает определение судьи законным и обоснованным, а доводы автора жалобы несостоятельными.
Проверив по представленным материалам доводы частной жалобы и возражений на нее, следует прийти к следующим выводам.
Принимая оспариваемое судебное постановление, судья исходил из того, что начальник ФГКУ "830 ЦОМТИ" МО РФ не имеет полномочий для предъявления искового заявления, так как ФИО1 ранее исполнял обязанности начальника того же учреждения на постоянной основе, в связи с чем подобный иск мог быть предъявлен только вышестоящим командиром (начальником) в порядке, установленном п. 3 ст. 9 Закона, то есть по новому месту службы и в соответствии со ст. 8 Закона о материальной ответственности (в судебном порядке либо на основании приказа вышестоящего должностного лица по новому месту службы).
Оснований согласиться с такими выводами не имеется, поскольку Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N81-ФЗ "О внесении изменений в статью 57.7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" п. 3 ст. 9 Закона о материальной ответственности изменен.
Так, согласно действующей редакции п. 3 ст. 9 Закона в отношении военнослужащего по контракту, причинившего ущерб воинской части и убывшего к новому месту военной службы, размер ущерба определяется в воинской части, имуществу которой причинен ущерб, в порядке, установленном Законом.
Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту военной службы, взыскание с него ущерба производится в соответствии с решением суда по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, имуществу которой нанесен ущерб.
Кроме того, на основании ст. 1 Закона к воинским частям, среди прочих, относятся иные органы и организации, в которых военнослужащие проходят (проходили) военную службу.
Как следует из представленных судебных материалов, в ходе проверки в 2016 году финансовой и хозяйственной деятельности ФГКУ "830 ЦОМТИ" МО РФ, а также по результатам административного расследования, проведенного в мае 2018 года, в указанном учреждении обнаружен ущерб, предположительно возникший в период исполнения ФИО1 обязанностей руководителя данного учреждения.
ФИО1 в 2014 году переведен к новому месту службы и на момент направления искового заявления в суд (август 2020 года) руководителем ФГКУ "830 ЦОМТИ" МО РФ не являлся.
Изложенное указывает на то, что начальник ФГКУ "830 ЦОМТИ" МО РФ является надлежащим истцом в решении вопроса о выявлении в судебном порядке причинившего ущерб лица, в том числе бывшего руководителя, привлечении такового к материальной ответственности и уполномочен на подписание соответствующего искового заявления о защите законных интересов воинской части, имуществу которой причинен ущерб.
При таких данных определение о возвращении искового заявления начальника ФГКУ "830 ЦОМТИ" МО РФ подлежит отмене ввиду неправильного применения норм процессуального права, а само заявление направлению в тот же гарнизонный военный суд для выполнения требований гл. 12 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 329, 333 и п. 2 ст. 334 ГПК РФ, определил:
определение судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2020 года о возвращении искового заявления начальника ФГКУ "830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом" Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о привлечении к ограниченной материальной ответственности отменить, исковое заявление направить в тот же суд для выполнения требований гл. 12 ГПК РФ.
Согласовано для публикации:
Судья А.А. Агапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.