Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С, судей - Агапова А.А. и Пестрикова О.В, при секретаре Мельниковой Ю.А, рассмотрела административное дело по исковому заявлению бывшего военнослужащего военного следственного отдела Следственного комитета России по Кяхтинскому гарнизону капитана запаса ФИО1 о восстановлении на военной службе, по апелляционной жалобе истца на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 4 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А, объяснения истца в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя ответчиков Иванова А.С, а также заключение прокурора отдела прокуратуры Восточного военного округа Сигаева М.А, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Решением суда отказано в удовлетворении искового заявления Васюхина М.В, в котором тот просил восстановить на военной службе и всех видах обеспечения, признав незаконными заключение аттестационной комиссии военного следственного управления Следственного комитета России (далее - СК РФ) по Восточному военному округу (далее - ВСУ СК РФ по ВВО) от 2 октября 2019 года (протокол N12) и действия, связанные с назначением и проведением внеочередной аттестации, приказ заместителя Председателя СК РФ - руководителя Главного военного следственного управления СК РФ от 21 ноября 2019 года N37/лс о досрочном увольнении с военной службы, акт приема и сдачи дел и должности от 10 декабря 2019 года, а также просил возложить обязанность исключить из аттестационного листа необъективные сведения, выплатить материальную помощь за 2019 год, изъять из личного дела сведения о проведенной аттестации, вытекающие из неё решения, пересоставить служебную характеристику, обеспечив денежным довольствием.
Не соглашаясь с данным решением, ФИО1 в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит его отменить и принять по делу новое решение.
Автор жалобы указал на существенное нарушение порядка проведения аттестации, необъективность аттестационных выводов и информации, содержащейся в характеризующих материала, необъективной оценке результатов его служебной деятельности. Подготовленный аттестационный лист не мог составить руководитель следственного отдела по Кяхтинскому гарнизону. На момент проведения аттестации и издания приказа об увольнении он считался не имеющим дисциплинарных взысканий ввиду истечения годичного срока. Допущенные не грубые проступки сами по себе не свидетельствовали о наличие оснований для принятия крайней меры воздействия в виде увольнения. Информация об упущениях по службе и снижении стимулирующих выплат не могла быть учтена при проведении аттестации. Один из членов аттестационной комиссии голосовал против принятого решения. Ведомственный порядок проведения аттестации признан незаконным и не действующим. Приказ о сдаче дел и должности ранее даты исключения из списков личного состава издан быть не мог.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных ответчиков ФИО6 просит оставить её без удовлетворения, полагая оспоренные действия административных ответчиков соответствующими требованиям закона, а выводы суда первой инстанции правильными.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 15, 39 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" порядок прохождения службы военнослужащими военных следственных органов Следственного комитета регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Офицеры военных следственных органов СК РФ имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту, условия которого включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 16, 17, 19 и 70 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также ст.ст. 1 и 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2011 года N1495) военнослужащий обязан строго соблюдать Конституцию России и законы, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников), а также быть дисциплинированным и честным, уважать честь и достоинство других военнослужащих.
Командиры всех степеней должны служить образцом строгого соблюдения законов и других нормативных правовых актов, а также требований общевоинских уставов, быть примером нравственности, честности, скромности и справедливости (ст. 7 Дисциплинарного устава ВС Российской Федерации).
Кроме того, согласно ст. 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также Указу Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N885 военнослужащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей.
Аналогичные требования и запреты изложены и в Кодексе этики и служебного поведения федеральных государственных служащих СК РФ (утвержден Следственным комитетом Российской Федерации 11 апреля 2011 года), согласно которому в любой ситуации (служебной либо неслужебной) должностное лицо обязано сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни. Не допускается совершение поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении служебных обязанностей; угрозы, оскорбительные выражение или реплики, действия, препятствующих нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение.
В соответствии с пп. "в" п. 2 и п. 2.2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации, за исключением случаев, когда увольнение осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.
Порядок проведения аттестации военнослужащих определен Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение).
Так, в соответствии с п. 1 и пп. "е" п. 2 ст. 26 Положения в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация. При этом одной из задач аттестации военнослужащих является оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.
На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист. Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе. Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан: всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего, определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации, представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.
Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии. Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана и который определяет ее состав. На заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица. (п. 6, 7 ст. 26, п. 1, 2, 5 ст. 27 Положения).
В силу п. 3 ст. 26 Положения более детальный порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа власти, в котором проводится аттестация.
Как установлено судом, 2 июля 2019 года руководителем ВСУ СК РФ по ВВО принято решение о проведении внеочередной аттестации ФИО1, о чем последнему достоверно было известно не позднее 29 июля 2019 года (т.1 л.д. 111-116).
11 сентября 2019 года руководитель военного следственного отдела составил аттестационный лист и ознакомил с ним истца, предоставив возможность изложить свои возражения в листе беседы.
Как следует из отзыва, изложенного в аттестационном листе, ФИО1, замещавший должность старшего следователя-криминалиста, за период службы зарекомендовал себя отрицательно, в работе лично не организован, уровень профессиональной подготовки и знаний не соответствуют предъявляемым требованиям. При осуществлении доследственных мероприятий допускал волокиту и игнорирование указаний, отданных ему в порядке ст. 39 УПК РФ. Обязанности исполняет неудовлетворительно, нарушал требования процессуального законодательства при производстве по уголовным делам (в отдельных случаях были затронуты права участников уголовного судопроизводства), за что привлекался к дисциплинарной ответственности. Нарушил требование о сдаче в установленный срок заграничного паспорта на хранение и несвоевременно убыл к новому месту службы. За упущения по службе снижался размер дополнительных стимулирующих выплат. Применяемые меры воспитания положительного результата не дают.
На момент составления аттестационного листа, как это следует из служебной карточки, истец имел одно поощрение в виде снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания, десять раз привлекался к дисциплинарной ответственности, имел 5 неснятых дисциплинарных взысканий.
Руководитель военного следственного отдела пришел к выводу о целесообразности досрочного увольнения ФИО1 с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, признав его не соответствующим занимаемой должности.
2 октября 2019 года истец заслушан на заседании аттестационной комиссии ВСУ СК РФ по ВВО, которая согласилась с выводами руководителя военного следственного отдела и дала заключение о целесообразности досрочного увольнения по указанному основанию.
Как следует из материалов дела, аттестация ФИО1 проведена с его участием, в ходе ее заседания оценивался не только факт совершения им дисциплинарных проступков, но и другие данные, характеризующие его служебную деятельность и личность, что усматривается из исследованных в судебном заседании протокола заседания аттестационной комиссии, аттестационного листа, возражений административных ответчиков, а также объяснений самого истца, другими фактическими данными, которые согласуются между собой, не вызывают сомнений в своей достоверности, допустимости и достаточности для правильного разрешения дела.
Командованием была предоставлена реальная возможность заблаговременно ознакомиться с оценкой своей служебной деятельности, заявить о своем несогласии с такой оценкой, сообщить дополнительные сведения.
При таких данных, учитывая специфику служебной деятельности истца, у командования и аттестационной комиссии имелись достаточные основания для вывода о его несоответствии требованиям, предъявляемым к военнослужащим, с точки зрения деловых и личных качеств, неготовности его к исполнению воинского долга и добросовестному отношению к исполнению служебных обязанностей, что свидетельствует о нарушении истцом важнейших обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию России и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, то есть о невыполнении им условий контракта, что само по себе является основанием для досрочного увольнения с военной службы.
Выполнение аттестационной комиссией названных условий позволило обеспечить объективность заключения и прийти к обоснованному выводу. Решение аттестационной комиссии принято большинством голосов, с учетом поданных ФИО1 30 сентября 2019 года письменных возражений (т.1 л.д. 60-72, 122-132) относительно оценки его служебной деятельности, изложенной в аттестационном листе и других характеризующих материалах.
3 октября 2019 года результаты аттестации утверждены руководителем ВСУ СК РФ по ВВО, который после проведения беседы представил ФИО1 к досрочному увольнению в порядке аттестации.
Согласившись с результатами аттестации и представлением руководителя ВСУ СК РФ по ВВО, заместитель председателя СК РФ - руководитель Главного военного следственного управления СК РФ в соответствии с предоставленными ему полномочиями принял решение о досрочном увольнении истца с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (пп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), о чем 21 ноября 2019 года издал приказ N37/лс.
Вопреки доводам автора жалобы, характеризующие истца материалы содержали объективную информацию, данных о существенном нарушении процедуры назначения аттестации, ее проведения, а также процедуры увольнения в материалах административного дела не имеется.
Прием у ФИО1 дел и должности произведен комиссией с составлением акта и в соответствии с требованиями ст. 90 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Решение об отказе в выплате материальной помощи полностью соответствует п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993, согласно которому материальная помощь не выплачивается военнослужащим увольняемым в связи с невыполнением условий контракта.
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности оспоренных действий административных ответчиков, поскольку данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнения в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для коррекции правильного по существу решения гарнизонного военного суда по изложенным истцом в апелляционной жалобе доводам.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ч. 4, 5 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 4 марта 2020 года по административному делу по исковому заявлению ФИО1 о восстановлении на военной службе оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Постановленные по делу итоговые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в Кассационный военный суд в кассационном порядке в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
"данные изъяты"
Согласовано для публикации: судья А.А. Агапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.