Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Меньшикова В.А.
судей - Бирюкова В.П. и Ждановича Д.В.
при секретаре судебного заседания Ермаковой В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "ХХХ" "звание" ФИО 1 об оспаривании действий начальника филиала N 1 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу", связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, по апелляционной жалобе административного истца и его представителя ФИО 2 на решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 5 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бирюкова В.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО 1 в котором он просил признать незаконными действия начальника филиала N 1 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" по несогласованию проекта приказа командира войсковой части "ХХХ" "О выплате денежной компенсации за наём жилого помещения", обязав указанное должностное лицо согласовать названный проект приказа и выплатить компенсацию за наём жилого помещения с 1 февраля 2020 года.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель, не соглашаясь с решением суда, просят его отменить в связи с допущенным нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы истец, ссылаясь на нормы законодательства в области жилищного обеспечения военнослужащих, указывает на то, что, в случае невозможности обеспечения военнослужащего служебным жильём, ему, по желанию, выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) в установленных размерах. Поскольку с 20 января 2020 года им было подписано соглашение о расторжении договора найма предоставленного с 9 января 2020 года служебного жилого помещения, что, по его мнению, не влечет прекращения права на выплату соответствующей денежной компенсации, при этом, вопрос возможности его обеспечения служебным жилым помещением после 20 января 2020 года, судом не исследовался, он имеет право на получение оспариваемой компенсации с 1 февраля 2020 года.
Что касается его обращения за указанной компенсацией рапортом от 13 марта 2020 года, то данное обстоятельство также не лишает его права на получение компенсации за наем с момента фактического проживания в арендуемой квартире с 1 февраля 2020 года согласно договору найма.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника филиала N 1 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" - ФИО 3 выражает несогласие с доводами жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая доводы ФИО 1 и его представителя голословными и необоснованными.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих-граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", пунктом 2 которого установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
Следовательно, в силу вышеприведенных нормативных правовых актов, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае, невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Как следует из материалов дела, в соответствии с нормами действующего законодательства и на законных основаниях, по месту прохождения военной службы в пгт. Солнечный Комсомольского района Хабаровского края на состав семьи 1 человек ФИО 1. предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 34, 2 кв.м. (договор найма служебного жилого помещения от 9 января 2020 года N N).
Согласно личному заявлению административного истца от 15 января 2020 года и соглашению о расторжении договора найма, вышеуказанный договор найма служебного жилого помещения от 9 января 2020 года N N расторгнут по инициативе ФИО 1 с 20 января 2020 года по причине "личной необходимости и своего положения". Как следует из объяснений истца в суде первой инстанции, он отказался от предоставленного ему в пгт. Солнечный служебного жилья, поскольку желал проживать в г. Комсомольске-на-Амуре, где самостоятельно снял жилое помещение.
Согласно поступившим в суд апелляционной инстанции сведениям начальника отделения Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное, г. Комсомольск-на-Амуре), военнослужащему ФИО 1. неоднократно предлагались служебные жилые помещения, расположенные в пгт. "Рабочий поселок Солнечный" Хабаровского края, от которых он отказывался под различными предлогами. Кроме того, согласно сообщению Главы городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" ФИО 4 от 12 августа 2020 года N N, в настоящее время имеется 12 незаселенных жилых помещений закрепленных за воинскими частями в пгт. Солнечный, в том числе жилое помещение, договор найма на которое 20 января 2020 года был расторгнут по инициативе ФИО 1.
13 марта 2020 года ФИО 1 обратился рапортом к командиру воинской части об установлении ему с 1 февраля 2020 года выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре, на основании которого командиром войсковой части "ХХХ" был подготовлен соответствующий проект приказа и передан на согласование в филиал N 1 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу", должностными лицами которого отказано в согласовании в связи с указанием в проекте приказа даты начала выплаты компенсации (с 1 февраля) ранее даты обращения ФИО 1 за таковой выплатой (13 марта).
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности действий должностных лиц, связанных с отказом в выплате ФИО 1 денежной компенсации за наем жилого помещения в связи с безосновательным отказом от представленного ему по установленным нормам жилого помещения по месту прохождения военной службы, и, как следствие, утратой права на получение названной компенсации. Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнений в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
Что касается доводов административного истца и его представителя в отношении якобы имеющихся у них сведений о том, что жилое помещение, договор найма на которое расторгнут ФИО 1 20 января 2020 года, этим же числом распределено другому гражданину, а потому требования истца о выплате ему компенсации с 1 февраля 2020 года являются законными, то данные доводы являются голословными, необоснованными и не могут, по мнению коллегии, влиять на верность выводов суда первой инстанции, поскольку, согласно названному сообщению начальника отделения Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное, г. Комсомольск-на-Амуре), на данное жилое помещение с военнослужащим ФИО 5 заключен договор найма 17 марта 2020 года, который был расторгнут указанным военнослужащим 16 июня 2020 года.
Кроме того, поскольку в соответствии с действующим законодательством, выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения на основании рапорта военнослужащего, основанием для начала выплаты компенсации, по мнению коллегии, является волеизлияние военнослужащего, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение компенсации. Таким образом, право на получение денежной компенсации возникает у военнослужащего со дня обращения к командованию воинской части с соответствующим рапортом, а не с указанной в договоре даты в качестве начала фактического найма жилого помещения.
Изложенное, помимо законности и обоснованности действий должностного лица, связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира воинской части об установлении выплаты компенсации ФИО 1 с 1 февраля 2020 года на основании его обращения от 13 марта 2020 года, также свидетельствует о том, что гарнизонный военный суд пришел к правильному и надлежаще мотивированному выводу о необоснованности исковых требований административного истца.
При таких обстоятельствах, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 5 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО 1 об оспаривании действий начальника филиала N 1 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу", связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Решение и апелляционное определение могут быть обжалованы в Кассационный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.