Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего
Кураксина А.С, судей
Агапова А.А. и Пестрикова О.В, при секретаре судебного заседания Мельниковой Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего N младшего сержанта ФИО1 об оспаривании действий начальника 2 отдела ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, связанных с определением размера жилищной субсидии, по апелляционной жалобе истца на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 7 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А, возражения представителя жилищного органа Будановой В.С, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Решением суда оставлено без удовлетворения административное исковое заявление ФИО1 в котором тот оспорил решение начальника 2 отдела ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее-ФГКУ "Востокрегионжилье") об уменьшении расчетного норматива жилищной субсидии на 35, 16 кв.м. общей площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований.
Автор жалобы указывает, что квартира по адресу: с. Ударное, ул. Переселенческая, д. 9, кв. 2 была предоставлена не ему. Отсутствуют сведения о принадлежности указанного жилого помещения непосредственно колхозу, как и о выделении истцу квартиры с учетом членов его семьи. Суд не принял во внимание, что в ранее действовавшем законодательстве ведомственное жилье включалось в состав служебного жилья без права приватизации. Истец и члены его семьи не имели право приватизации спорного жилого помещения и не приобрели право пользования им на основании ст. 51 ЖК РФ. Фактическое владение и бремя содержания данным жилым помещением несет брат истца ФИО16, который не входит в состав семьи военнослужащего. Помимо прочего на всех проживающих лиц приходится менее установленной учетной нормы общей площади жилого помещения.
В письменных возражениях представитель ответчика ФИО9 высказывает несогласие с доводами автора апелляционной жалобы и просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Пунктом 4 этой же статьи установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
На основании п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N76) норматив общей площади жилого помещения уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Судом установлено, что истец и члены его семьи (супруга и сын) 12 марта 2020 года приняты на жилищный учет в целях получения жилищной субсидии.
В 2016 году истец и члены его семьи отказались от получения в собственность квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 58, 6 кв.м, в пользу ФИО8
Решением районного суда от 10 февраля 2016 года за ФИО8 в порядке приватизации признано право собственности на указанное жилое помещение.
Как следует из названного решения районного суда, право пользования данным жилым помещением имел истец, двое членов его семьи, а также ФИО8 и ФИО1
При этом по указанному адресу проживает 5 лиц, включая истца и членов его семьи.
Решением начальника 2 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" от 1 апреля 2020 года N расчетный норматив для определения размера жилищной субсидии уменьшен на 35, 16 кв.м. общей площади жилого помещения.
Жилищный орган пришел к выводу, что истец и двое членов его семьи имеют право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" на условиях социального найма, в связи с чем на каждого из них приходится по 11, 72 кв.м. общей площади жилого помещения, которые подлежат учету при определении размера жилищной субсидии.
Признавая законным решение административного ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что истец и члены его семьи вопрос о сдаче жилого помещения не ставили, продолжили проживать в том же жилом помещении и на тех же условиях и сохранили право пользования им независимо от перехода права собственности к ФИО8
Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку в силу ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
При этом в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на приватизацию имели граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для коррекции по существу правильного решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы ФИО1
Руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309, ч. 4, 5 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белогорского гарнизонного военного суда от 7 июля 2020 года по административному делу по исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий начальника 2 отдела ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, связанных с определением размера жилищной субсидии, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Постановленные по делу итоговые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в Кассационный военный в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения суд через первой инстанции.
"данные изъяты"
Согласовано для публикации: судья А.А. Агапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.