Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Меньшикова В.А.
и судей - Агапова А.А, - Пестрикова О.В, при секретаре - Поляковой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 30 июля 2020 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Якуповой ФИО11 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное "адрес" федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В, объяснения административного истца в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика - Дулениной Е.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Якуповой, в котором она просила признать незаконным решение начальника отделения (территориальное "адрес") федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение ФГКУ "Востокрегионжилье") от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец высказывает несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований.
В обоснование своей просьбы Якупова, возражая против выводов суда, настаивает на своем праве на жилое помещение для постоянного проживания в порядке статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку имеет выслугу лет в календарном исчислении 21 год и ранее жильем от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивалась. При этом она, ссылаясь на положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", полагает, что ее снятие с регистрационного учета в жилом помещении, собственниками которого являются ее дети, не препятствовало принятию ее на жилищный учет, так как такая регистрация не свидетельствует об обеспеченности ее жилым помещением. Более того, согласно заключенному с нею соглашению о временном проживания, она не вправе пользоваться жилым помещением наравне с собственниками жилого помещения. При таких обстоятельствах автор жалобы считает, что суд необоснованно применил предусмотренный статьей 53 вышеназванного Кодекса срок с даты снятия ее с регистрационного учета.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности решения административного ответчика, отказавшего Якуповой в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, поскольку данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнения в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 15 названного Закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 13 пункта 1 статьи 15 того же Закона военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающими с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения (в том числе находящегося в собственности данного гражданина и членов его семьи) для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с частью 2 той же правовой нормы вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как следует из положений пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением начальника отделения ФГКУ "Востокрегионжильё" от ДД.ММ.ГГГГ Якуповой, заключившей первый контракт о прохождении военной службы в 1993 году и имеющей продолжительность военной службы более 20 лет, отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в избранном после увольнения месте жительства - "адрес", по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данное решение обосновано тем, что истец до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты".м, находящейся в долевой собственности ее дочери и сына, то есть была обеспечена общей площадью жилого помещения как член семьи собственника данного жилья выше учетной нормы. Действия Якуповой по снятию с регистрационного учета в названном жилом помещении были расценены административным ответчиком как намеренное ухудшение жилищных условий, с момента совершения которых не истек пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Помимо изложенного доказательствами по делу подтверждается и не оспаривается автором жалобы, что Якупова в период с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником 1/4 доли указанной выше квартиры, которую ДД.ММ.ГГГГ подарила своей дочери ФИО7 После снятия с регистрационного учета в данной квартире истец с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию по адресам воинских частей, при этом фактически продолжает проживать в вышеуказанной квартире и оплачивать в долевом отношении коммунальные услуги.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспоренного административным истцом решения жилищного органа, поскольку действия Якуповой, выразившиеся в снятии с регистрационного учета по месту жительства в квартире по адресу: "адрес", в которой она как член семьи собственника была обеспечена общей жилой площадью жилого помещения более учетной нормы ("данные изъяты". в "адрес") и регистрации по адресу воинской части, свидетельствуют о намеренном создании ею ситуации нуждаемости в жилье, поэтому она не имеет права претендовать на обеспечение жилым помещением в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", до истечения срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка автора апелляционной жалобы на заключенное соглашение о ее временном проживании в принадлежащей ее детям квартире не влияет на законность и обоснованность принятого по делу решения, так как по своему содержанию это соглашение не исключает и не ограничивает права административного на пользование данным жилым помещением.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, руководствуясь ст.308, п.1 ст.309 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 30 июля 2020 года по административному делу по исковому заявлению Якуповой ФИО12 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное "адрес") федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со для вынесения данного апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
Судья О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.