Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - ДАВЫДОВА Д.А.
и судей - ЖИДКОВА Т.Г, - МАРТЫНЕНКО Ю.А, при секретаре Махнырь А.В, рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 18 августа 2020 года по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего штаба Восточного военного округа "данные изъяты" Шебаршова П.И. о признании незаконным решения федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Мартыненко Ю.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда вышеуказанное административное исковое заявление Шебаршова П.И, в котором он просил признать незаконным решение начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжильё") от 12 февраля 2020 года N об отказе в принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложить на указанный жилищный орган обязанность повторно рассмотреть вопрос о его нуждаемости в жилом помещении, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец, полагая, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права, просит данный судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Обосновывая свою просьбу, автор жалобы настаивает на том, что нотариальное обязательство о сдаче полученного его супругой от государства жилого помещения относится к документам, предусмотренным ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и п. 4 Правил расчета жилищной субсидии, подтверждающим их право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, а вывод суда об обратном основан на неправильном истолковании закона. Суд первой инстанции не дал оценки документально подтвержденным обстоятельствам, согласно которым сдаче его семьей жилого помещения по адресу: "адрес" препятствуют бюрократические препоны со стороны жилищных органов, включая ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, которые отказываются принимать обязательство о сдаче жилого помещения со ссылкой на свою неуполномоченность, а также не разъяснили ему порядок сдачи жилого помещения.
Автор жалобы возражает против отказа суда первой инстанции в удовлетворении его ходатайства о приостановлении производства по делу до рассмотрения его административного иска об обжаловании им отказа ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в принятии к учёту нотариального обязательства о сдаче жилья. Удовлетворение судом его иска повлекло бы принятие его на жилищный учет, так как согласно оспоренному решению жилищного органа ему было рекомендовано для получения жилищной субсидии предоставить соглашение с ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о сдаче жилого помещения.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданин признается нуждающимся в жилом помещении в случае если он обеспечен общей площадью жилого помещения по договорам социального найма на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила) норматив общей площади жилого помещения уменьшается на площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора найма и об её освобождении.
По делу установлено, что оспоренным решением ФГКУ "Востокрегионжильё" от 12 февраля 2020 года N Шебаршову П.И, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и имеющему продолжительность военной службы более 20 лет, отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, способ обеспечения - жилищная субсидия, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Это решение мотивировано тем, что Шебаршов П.И. обеспечен жилым помещением по установленным нормам в составе семьи своей супруги-военнослужащей по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, в отношении которого не взято обязательство о сдаче. Данная квартира была предоставлена Министерством обороны РФ супруге истца - ФИО7 в связи с её увольнением с военной службы для постоянного проживания в избранном после увольнения месте жительства.
На вышеуказанную квартиру с супругой истца - ФИО7 и членами её семьи, включая истца, ФГУ "Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района" МО РФ 18 ноября 2010 года был заключен договор с условиями краткосрочного найма жилого помещения по причине того, что ФИО9 не сдала ранее предоставленное ей служебное жилое помещение - до оформления справки о сдаче служебного жилого помещения (л.д. 12, т. 1).
Согласно копии корешка справки о сдаче жилого помещения от 11 февраля 2011 года, выданной ФГУ "Белогорская КЭЧ района", ФИО7 сдала служебную квартиру по адресу: "адрес" (л.д. 190, т. 1). Таким образом с даты сдачи служебной квартиры препятствия для заключения семьёй истца договора социального найма на квартиру по адресу: "адрес", отпали.
Вместе с тем, по делу установлено, что ФИО7 с указанного времени не предпринимала мер для заключения указанного договора на предоставленное ей для постоянного проживания жилое помещение, несмотря на неоднократные предложения от жилищного органа заключить такой договор.
По месту прохождения военной службы Шебаршов П.И. на состав семьи обеспечен служебным жилым помещением, с ним заключен договор краткосрочного найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м (л.д. 77, т. 1).
То есть административный истец, изъявив желание получить жилое помещение по месту военной службы в г. Хабаровске, проживает в этом же городе в служебной квартире, из которой по смыслу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при отсутствии другого жилья он выселению до получения жилищной субсидии не подлежит.
В соответствии с приведенными требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, обеспечение Шебаршова П.И. жилищной субсидией возможно только в случае освобождения ранее предоставленного его супруге от военного ведомства жилого помещения в г. Томске.
При этом судебная коллегия полагает, что семья истца фактически удерживает это жилое помещение без законных на то оснований, в течение длительного времени не оформляя договор социального найма на него.
Вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, представленное обязательство его супруги о сдаче квартиры в г. Томске через четыре месяца после получения субсидии без заключения договора социального найма в силу п. 4 Порядка не позволяет ему претендовать на эту выплату. К тому же обязательство не оформлено от всех членов семьи (на состав которой предоставлено жилое помещение).
Требование же жилищного органа об освобождении этого жилого помещения в связи с поступившей от истца просьбой об обеспечении жилищной субсидией является законным и обоснованным, полностью согласующимся с п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8, согласно которому военнослужащий, реализовавший своё право на жилое помещение в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", для получения другого жилого помещения должен представить документы об освобождении ранее полученного жилья.
Ссылка административного истца на то, что его семья не вселялась в жилое помещение в г. Томске, истечение срока краткосрочного договора найма этого жилого помещения и их нежелание заключать договор социального найма, принимая во внимание положения ст.ст. 7 и 10 ЖК РФ, согласно которым жилищные права и обязанности возникают также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены правовыми актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, которые определяются также из требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости, по мнению судебной коллегии, не исключает обязанность освободить это жилое помещение.
Довод автора апелляционной жалобы о том, что ему не был разъяснен порядок сдачи жилого помещения, не соответствует действительности. Как видно из вступившего в законную силу решения Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 1 июня 2020 года по административному делу об оспаривании Шебаршовым П.И. и его супругой решения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, связанного с отказом в принятии к учёту обязательства о сдаче жилого помещения, в нём указано, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в чьем ведении находится жилое помещение в г. Томске, предоставленное ФИО7, в письме от 20 декабря 2019 года N разъяснило Шебаршову П.И, что для возврата занимаемого жилого помещения необходимо обратиться в жилищно-коммунальную службу N 4 филиала ФГБУ "Центральное жилищное-коммунальное управление" МО РФ по ЦВО для заключения обязательства (соглашения) о расторжении договора найма, освобождения жилого помещения.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Шебаршовым П.И. предпринимались меры для выполнение данного условия и для освобождения жилого помещения в г. Томске в разъясненном ему порядке.
При таких обстоятельствах оспоренное решение жилищного органа об отказе в принятии на жилищный учет Шебаршова П.И. является верным, поскольку им не представлены надлежащие документы, гарантирующие освобождение жилого помещения его семьёй, которым, по утверждению истца, они не пользуются.
Таким образом, признавая обжалуемое решение в полной мере соответствующим требованиям ч. 1 ст. 176 КАС РФ, руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 18 августа 2020 года по административному делу Шебаршова П.И. о признании незаконным решения федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со для вынесения данного апелляционного определения.
Отложить срок составления апелляционного определения в окончательной форме до 16 ноября 2020 года.
Согласовано
Судья Ю.А. Мартыненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.