Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М., судей Филипповой О.В., Мухортых Е.Н., при секретаре И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней ответчиков Х.В.В., Х.Н.И. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 10 декабря 2018 года, которым постановлено:
исковые требования ГБУ "Жилищник района Котловка" к Х.Н.И, Х.В.В. о возложении обязанностей установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, о возложении обязанностей предоставить доступ в жилое помещение для производства работ по установке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, о взыскании судебных расходов - удовлетворить.
Обязать Х.Н.И, Х.В.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении, расположенном по адресу: ***.
В случае неисполнения решения, ГБУ "Жилищник района Котловка" вправе произвести работы по установлению индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в жилом помещении, расположенном по адресу: *** с отнесением расходов по установлению на Х.В.В, Х.Н.И, с возложением на Х.В.В, Х.Н.И. обязаностей предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: ***, для производства работ по установке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
Взыскать с Х.Н.И, Х.В.В. в пользу ГБУ "Жилищник района Котловка" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб, установила:
ГБУ "Жилищник района Котловка" обратил ся в суд с иском к Х.Н.И, Х.В.В. об обязании установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, предоставить доступ в указанное жилое помещение для производства работ по установке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, оплатить установку этих приборов, о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб, мотивируя свои требования тем, что ГБУ "Жилищник района Котловка" города Москвы на основании протокола общего собрания от 09 апреля 2015 года осуществляет управлением многоквартирным домом по адресу: ***. Ответчики являются собственниками жилого помещения - квартиры N ***, расположенной в этом же доме. Жилое помещение индивидуальны ми прибор ами учета воды не оборудовано, ответчики препятствуют истцу в исполнении его обязанностей по надлежащему управлению жилым домом.
Представитель истца ГБУ Жилищник района Котловка г. Москвы в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики Х.Н.И, Х.В.В. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней просят ответчики Х.Н.И. и Х.В.В, ссылаясь, в том числе на рассмотрение дела в их отсутствие и не извещение в надлежащем порядке о времени и месте судебного заседания.
Ответчики Х.Н.И, Х.В.В. в судебном заседании коллегии на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали.
Представитель истца ГБУ "Жилищник района Котловка" по доверенности Ш.В.А. в судебном заседании коллегии против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда возражала.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции города Москвы в судебное заседание коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причинах неявки не сообщил. На основании ст. ст. 167 и 327 ГПК РФ коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что в полной мере может быть реализовано только в случае предоставления каждому из лиц, участвующих в деле, возможности присутствовать в судебном заседании.
О дате, времени и месте судебного заседания стороны должны быть извещены судом с использованием средств и способов, предусмотренных в ч. 1 ст. 113 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении.
Как усматривается из материалов дела, в судебное заседание, назначенное на 10 декабря 2018 года, ответчики Х.Н.И, Х.В.В. не явились и дело было рассмотрено судом в их отсутствие.
Рассматривая дело в отсутствие ответчиков, суд исходил из того, что они извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Между тем, материалы дела не содержат данных о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлениям, извещения о явке в судебное заседание, назначенное на 10 декабря 2018 года, поступили в почтовое отделение по месту жительства ответчиков лишь 08 декабря 2018 года и получены ими 13 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что ответчики Х.Н.И, Х.В.В. не были надлежащим образом извещены о судебном заседании, назначенном на 10 декабря 2018 года, и были лишены права принять участие в заседании суда первой инстанции и давать свои объяснения, представлять возражения на иск, что фактически привело к лишению права на судебную защиту на основе соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, нарушению баланса интересов сторон.
Рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены решения суда (п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).
По указанным основаниям судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца ГБУ "Жилищник района Котловка" по доверенности Ш.В.А, поддержавшей исковые требования в полном объеме, ответчиков Х.Н.И, Х.В.В, возражавших против удовлетворения иска, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования ГБУ "Жилищник района Котловка" являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ответчикам Х.Н.И. и Х.В.В. на праве общей совместной собственности (без определения долей) принадлежит жилое помещение, общей площадью 39, 2 кв. м, жилой площадью 23, 8 кв. м, расположенное по адресу: ***.
В данном жилом помещении ответчики проживают и зарегистрированы по месту жительства.
Из содержания искового заявления, объяснений ответчиков в судебном заседании следует, что квартира по адресу: ***, индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды не оборудована.
В письме от 21.06.2018 на обращение Х.Н.И. по вопросу начислений за услуги водопотребления Управа района Котловка г. Москвы разъяснила о необходимости установки приборов учета воды, а в случае неисполнения данной обязанности - о праве управляющей компании установить приборы учета без согласия жильцов и взыскания в судебном порядке соответствующих расходов.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчики полагают, что настоящий иск заявлен ненадлежащим лицом, поскольку ГБУ "Жилищник района Котловка" энергоснабжающей организацией не является; у ответчиков отсутствует обязанность по установке указанных приборов, они готовы оплачивать услуги по водоснабжению с применением повышающего коэффициента, в связи с чем полагают права истца не нарушены.
Данные возражения коллегия находит необоснованными.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.
На основании ч. 1 ст. 60 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащего ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 154 ЖК РФ собственники и пользователи помещений обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 01 июля 2012 года на собственников многоквартирных домов возложена обязанность по оснащению домов общедомовыми (коллективными) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию.
Согласно п. 9 ст. 11 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, на энергоснабжающую организацию Законом N 261-ФЗ возложена обязанность по принудительному оснащению приборами учета: коллективными (общедомовыми) а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир). Иными словами, обязанность по установке энергоснабжающей организацией индивидуальных приборов учета в квартирах многоквартирных жилых домов, названным Законом не предусмотрена.
Обязанность по оснащению приборами учета воды до 01.07.2013 многоквартирных жилых домов, не оснащенных в установленный срок приборами учета, возложена на организации, которые отвечают двум признакам:
1) осуществляют снабжение водой либо осуществляют ее передачу;
2) сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования.
Вместе с тем, инженерно-техническое оборудование жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах не имеет непосредственного присоединения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, следовательно, обязанность по принудительному оснащению этих жилых помещений индивидуальными приборами учета воды у энергоснабжающей организации отсутствует.
В многоквартирных домах непосредственное присоединение к принадлежащим ресурсоснабжающей организации централизованным сетям инженерно-технического обеспечения могут иметь только внутридомовые инженерные системы многоквартирного дома, в состав которых индивидуальные приборы учета воды не входят, так как относятся к внутриквартирному оборудованию.
Внутриквартирное оборудование (в том числе индивидуальные приборы учета воды) может быть непосредственно присоединено только к внутридомовым инженерным системам многоквартирного дома, которые ресурсоснабжающей организации не принадлежат, не эксплуатируются и не обслуживаются.
Техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме (п. 31 "в" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354).
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов в соответствии с п. 4 ст. 12, п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Исходя из вышеприведенных норм материального права, обязанность по установке приборов учета используемой воды, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию возложена на собственников жилых помещений.
Таким образом, управляющая организация ГБУ "Жилищник района Котловка" вправе обратиться к собственникам помещений в многоквартирном доме с требованием об установке приборов учета энергетических ресурсов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2018 N 30-П, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
Учитывая изложенное, коллегия находит вышеприведенные доводы ответчиков необоснованными и приходит к выводу о том, что ГБУ "Жилищник района Котловка" вправе потребовать обязать ответчиков Х.В.В. и Х.Н.И. установить в принадлежащей им на праве собственности квартире по адресу: ***, индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, а в случае неисполнения указанной обязанности - обеспечить допуск управляющей организации или привлеченной ею специализированной организации в квартиру для установки приборов учета воды и оплатить расходы на установку этих приборов учета. При этом коллегия полагает возможным установить ответчикам срок для исполнения возложенной обязанности - 1 месяц со дня вынесения настоящего судебного постановления.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зюзинского районного суда города Москвы от 10 декабря 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Х.Н.И, Х.В.В. установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: *** - в течение одного месяца с момента вынесения настоящего апелляционного определения.
В случае неисполнения Х.Н.И, Х.В.В. обязанности по установке в указанном жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок - предоставить ГБУ "Жилищник района Котловка" и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилое помещение по адресу: ***, для чего обязать Х.Н.И, Х.В.В. чинить препятствий в доступе в жилое помещение по вышеуказанному адресу для установки приборов учета воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета воды на Х.В.В, Х.Н.И.
Взыскать с Х.Н.И, Х.В.В. в пользу ГБУ "Жилищник района Котловка" расходы по оплате государственной пошлины по 3 000 руб. с каждого.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.