Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе представителя истца Министерства имущественных отношений адрес по доверенности фио на решение Кузьминского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений адрес к Римиханову Римихану Гусейновичу о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений адрес обратилось в суд с иском к фио о взыскании платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка, мотивируя свои требования тем, что на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:22 площадью 32100 кв.м, находящегося в собственности ответчика с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства", что подтверждается уведомлением Филиала наименование организации по адрес от дата N01-45/0403д.
Министерство имущественный отношений адрес осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило в адрес ответчика уведомление от дата на сумму сумма. Уведомление вернулось обратно истцу дата, что подтверждается копией почтового конверта.
Оплата за изменение вида разрешенного использования земельного участка ответчиком не произведена, направленная в адрес ответчика претензия от дата осталась без удовлетворения, претензия получена ответчиком дата.
В соответствии с законодательством адрес плата взимается в бюджет адрес по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную), в связи с чем истец просил взыскать с фио в пользу Министерства имущественный отношений адрес плату за изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:22 площадью 32100 кв.м, расположенного по адресу: адрес, Ташировское, в размере сумма.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца.
В заседании коллегии представитель истца явилась, доводы жалобы поддержала.
Ответчик фио, его представитель фио возражали против доводов жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата "О судебном решении").
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает не в полном объеме.
Судом установлено, что дата Решением N6/13 Совета депутатов адрес утверждены Правила землепользования и застройки части территории адрес, в соответствии с которыми была определена территориальная зона градостроительного зонирования СХ-2 с видом разрешенного использования для ведения дачного хозяйства (стр.56 Правил землепользования и застройки).
адрес с кадастровым номером 50:26:0080706:22 включен в территориальную адрес согласно вышеуказанным Правилам землепользования и застройки, что подтверждается представленными обращением Главы адрес в наименование организации по адрес, доверенностью Главы адрес на представление интересов Администрации в процессе информационного взаимодействия в Филиале наименование организации по адрес.
дата органом местного самоуправления Администрацией адрес муниципального района в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст. 15 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в указанный период) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии было представлено землеустроительное дело по описанию местоположения границ объекта землеустройства - зона, предназначенная для ведения дачного хозяйства (СХ-2), что подтверждается распиской от дата в передаче землеустроительной документации, представленной в Управление Ростреестра по адрес, сопроводительным письмом Главы адрес от дата.
дата органом местного самоуправления Администрацией адрес муниципального района в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст. 15 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в указанный период) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии были направлены в электронном виде сведения о границах территориальных зон, что подтверждается представленными в материалы дела карточкой регистрации документа.
На основании утвержденных дата органом местного самоуправления Правил землепользования и застройки в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:22 "для дачного строительства", что подтверждается представленным истцом уведомлением Росреестра.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка, суд исходил из отсутствия доказательств обращения собственника земельного участка в установленном законом N 43-ФЗ от дата и Законом адрес от дата N 160/2013-ОЗ "О внесении изменений в Закон адрес "О регулировании земельных отношений в адрес" в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Также суд указал, что правовая норма о платности изменения вида разрешенного использования на основании правил землепользования и застройки, содержащаяся в настоящее время ч.9 ст.5.1 Закона адрес N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в адрес" (нумерация части 5.2 изменена на ч.9 Законом адрес от дата N 124/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон адрес "О регулировании земельных отношений в адрес"), была принята Законом адрес от дата N 178/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон адрес "О регулировании земельных отношений в адрес" (принят постановлением Мособлдумы от дата N 13/109-П), вступившим в законную силу дата (ст.2 Закона), то есть после принятия Правил землепользования и застройки Решением Совета депутатов от дата, которыми был исключен прежний вид разрешенного использования земельного участка ответчика и установлен новый вид разрешенного использования.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд исходил из того, что право на изменение вида разрешенного использования на основании правил землепользования и застройки возникло ранее принятия введения в действие правовой нормы о платности такого изменения.
С указанными выводами суда коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что фио является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:22 площадью 32100 кв.м, расположенного по адресу: адрес, наименование организации, на основании договора об отступном от дата.
В соответствии с Уведомлением Филиала наименование организации по адрес от дата N01-45/0403д на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:22 площадью 32100 кв.м, находящегося в собственности фио, с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Министерство имущественный отношений адрес осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило в адрес ответчика уведомление от дата на сумму сумма. Уведомление вернулось обратно истцу дата, что подтверждается копией почтового конверта.
Оплата за изменение вида разрешенного использования земельного участка ответчиком не произведена, направленная в адрес ответчика претензия от дата осталась без удовлетворения, претензия получена ответчиком дата.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от дата N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах адрес и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом адрес, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории адрес, установлен ст. 5.1 Закона адрес от дата N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в адрес" (далее - Закон N 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства адрес от дата N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития адрес, и Перечня муниципальных образований адрес, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается"
Минмособлимущество на основании Постановления Правительства адрес N 1190/57 осуществило расчет платы за изменение ВРИ и направило собственнику земельного участка уведомление на сумму сумма
Согласно ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
Плата в бюджет адрес ответчиком фио не внесена.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" изменен, в связи с чем, в соответствии ч. 4 ст. 5.1 Закона адрес N 23/96-ОЗ, плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме.
Из буквального толкования ст. 5.1 Закона адрес N 23/96-ОЗ следует, что плата взимается при изменении ВРИ не только на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования адрес об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-ОЗ), но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).
Принимая во внимание требования Закона адрес "О регулировании земельных отношений в адрес" с учетом изменений, внесенных в дата, постановления Правительства адрес от дата N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития адрес, и Перечня муниципальных образований адрес, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается, коллегия приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию плата за изменение вида разрешенного использования в заявленном истцом размере в сумме сумма
Правовых оснований для освобождения ответчика от платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, установленных статьей 12.2 Федерального закона от дата N 43-ФЗ, не имеется.
Доводы ответчика на то, что положения п. 9 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ не могут применяться, поскольку решение Совета депутатов адрес N 6/13 от дата об утверждении Правил землепользования и застройки территории адрес было принято ранее коллегия признает несостоятельными.
Так, в силу пункта 3 статьи 5.1 Закона адрес N 23/96-ОЗ от дата "О регулировании земельных отношений в адрес" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования адрес на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления (п. 8 ст. 5.1 Закона адрес N 23/96-ОЗ от дата).
Законом адрес от дата N 124/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон адрес "О регулировании земельных отношений в адрес" были внесены изменения, в виде дополнения статьи 5.1 Закона адрес N 23/96-ОЗ пунктом 10, который предусматривает предоставление Министерству полномочий на взыскание спорных сумм в судебном порядке.
Ранее регулировавшая данные правоотношения норма (пункт 9 статьи 5.1, в ред. на дату принятия постановления органа местного самоуправления), предусматривала в качестве действий Министерства в случае неуплаты спорных сумм то, что Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования адрес или уполномоченный на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка орган, о невнесении собственником земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Как видно из анализа приведенных норм, они не изменяли и не прекращали обязанность ответчика по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, а начиная с дата, предоставляли Министерству право обращения в суд за взысканием таких начислений.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для освобождения ответчика от платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, установленных статьей 12.2 названного Закона.
Исходя из указанной нормы, плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается в случае, предусмотренном частью 3 статьи 22 Федерального закона от дата N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от дата N 43-ФЗ), согласно которой, заинтересованным лицам предоставляется право на освобождение от платы за изменение разрешенного вида использования земельного участка в случае, если градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) утвержден до дня вступления в силу Федерального закона от дата N 43-ФЗ.
Поскольку указанные Правила землепользования и застройки с измененным видом разрешенного использования земельного участка утверждены дата - после вступления в силу Федерального закона от дата N 43-ФЗ, исковые требования Министерства о взыскании платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка заявлены правомерно, оснований для отказа в их удовлетворении у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199, 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда адрес от дата отменить, принять новое решение.
Исковые требования Министерства имущественных отношений адрес удовлетворить.
Взыскать с фио Римихана Гусейновича в пользу Министерства имущественных отношений адрес плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере сумма.
Взыскать с фио Римихана Гусейновича в доход бюджета адрес государственную пошлину в сумме сумма,
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.