Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе с дополнениями Томашевича В.В.
на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Томашевича В.В. к Военному комиссариату Московской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии - отказать, установила:
Томашевич В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в период с 01 августа 1985 года по 31 августа 2010 года он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2009 года N 592 назначен председателем 40 гарнизонного военного суда (г. *********************). Приказом Министра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям N ***** от 10 февраля 2010 года досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом председателя 40 гарнизонного военного суда от 19 июля 2010 года N *** исключен из списков личного состава суда 31 августа 2010 года и снят со всех видов довольствия как военнослужащий. Последняя занимаемая должность перед увольнением с военной службы - председатель 40 гарнизонного военного суда (г. *******************), воинское звание - полковник юстиции, выслуга лет в календарном исчислении более 25 лет, в льготном - более 29 лет. С сентября 2010 года по февраль 2018 года истец являлся пенсионером из числа судей военных судов, продолжая работать судьей до октября 2019 года, а назначенная пенсия за выслугу лет с 01 сентября 2010 года до 01 января 2012 года начислялась исходя из: должностного оклада судьи (председателя суда); оклада по воинскому званию (полковник); процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов. После внесения изменений в законодательство о денежном довольствии военнослужащих - с 01 января 2012 года ответчик самостоятельно произвел перерасчет и стал исчислять пенсию с применением процентной надбавки за выслугу лет, предусмотренной Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих", то есть в размере 40 процентов.
Вместо положенных к выплате ********* рублей, военкомат с 01 января 2012 года стал выплачивать ******** рублей. В указанном размере (40 %) процентная надбавка за выслугу лет как составная часть пенсии за выслугу лет выплачивалась до 01 февраля 2018 года, то есть до момента назначения ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающему работать. В связи с ликвидацией 3 окружного военного суда истец находится в почетной отставке с 15 октября 2019 года. Истец полагает, что как пенсионеру из числа военных судей в спорный период времени, имеющему общую выслугу более 25 лет на военной службе, с 01 января 2012 года подлежала выплате пенсия с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере не 40, а 70 процентов. Ответчик нарушил право истца на пенсионное обеспечение в спорный период времени путем самостоятельного и незаконного уменьшения процентной надбавки за выслугу лет. Истец просит суд: возложить на Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Московской области" обязанность произвести перерасчет ранее выплаченной пенсии за выслугу лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов за период с 01 января 2012 года по 31 января 2018 года включительно.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчика в судебное заседание явились, исковые требования не признали, просили в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит истец Томашевич В.В. по доводам апелляционной жалобы с дополнениями.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Томашевича В.В, представителя ответчика Нелюбиной А.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
С 01 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (часть 1 статьи 7 названного федерального закона).
Предметом регулирования Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ является установление денежного довольствия военнослужащим и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1).
Пунктом 6 части 13 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ предусмотрено установление ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания военнослужащих при выслуге 25 и более лет в размере 40 процентов.
Порядок применения Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы ч. ч. 6, 8 - 9 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые вступили в силу 11 ноября 2011 г.
В силу части 8 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Частью 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ предусмотрено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона 08 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пенсионерам при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона)".
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 01 августа 1985 года по 31 августа 2010 года Томашевич В.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2009 года N 592 истец назначен председателем 40 гарнизонного военного суда (г. **************).
Приказом Министра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям N ***** от 10 февраля 2010 года досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом председателя 40 гарнизонного военного суда от 19 июля 2010 года N **** истец исключен из списков личного состава суда 31 августа 2010 года и снят со всех видов довольствия как военнослужащий.
В период с 01.09.2010 г. по 31.01.2018 г. Томашевич В.В. являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, с 01.02.2018 г. выплата пенсии за выслугу лет прекращена в связи с переходом истца на пенсионное обеспечение в другое ведомство.
Пенсия за выслугу лет была назначена и выплачивалась Томашевичу В.В. Военным комиссариатом Московской области в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей", исходя из оклада по занимаемой на день увольнения с военной службы должности "председатель 40 гарнизонного военного суда", оклада по воинскому званию "полковник юстиции" и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания в размере 40 %, предусмотренном пунктом 5 части 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (до принятия указанного Закона размер ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет составлял 70 %).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для исчисления истцу пенсии с применением размера 70 процентной надбавки за выслугу лет, который для пенсионеров из числа военнослужащих не применяется, у военного комиссариата не имелось, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести перерасчет ранее выплаченной истцу пенсии за выслугу лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов за период с 01 января 2012 года по 31 января 2018 года включительно.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В связи с реформированием с 01 января 2012 г. системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел
возможность перерасчета пенсий, назначенных до 01 января 2012 г. военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
Судебная коллегия исходит из того, что если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий судей военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета часть 6 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных статьей 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", то относительно применения размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в указанной норме указания отсутствуют.
При этом в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 г. N 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8-11 статьи 12 данного Федерального закона), поэтому судебная коллегия приходит к выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 01 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит. Соответственно, истец имеет право на применение процентной надбавки в размере 70 %, что исключает и ухудшение его положения по сравнению с размером ранее получаемой им пенсии за выслугу лет.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По смыслу положений пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 перерасчет размера пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, перерасчет размера пенсии должен быть произведен Томашевичу В.В. за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии - с 02 ноября 2014 г. (заявление от истца к ответчику поступило 02 ноября 2015 г. (л.д. 92)) по 31 января 2018 г. (дата окончания получения пенсии по линии МО РФ).
При этом, ссылка ответчика на попуск истцом срока на обращение в суд является несостоятельной, поскольку согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая изложенное, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене полностью как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года отменить, вынести по делу новое решение, которым возложить на Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Московской области" обязанность произвести перерасчет ранее выплаченной пенсии за выслугу лет за период с 02 ноября 2014 года по 31 января 2018 года с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.