Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Михайловой Р.Б., судей Кирпиковой Н.С., Суминой Л.Н.
при секретаре Куприянове А.О, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-72/2020 по административному иску Перебякиной Л.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет
по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве, подписанной представителем по доверенности Суховым Д.А, на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 19 августа 2020 года об удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Перебякина Л.В, уточнив заявленные требования, обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве (далее - Управление Росреестра по г.Москве) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером * по адресу: *. В целях устранения реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером * решением Троицкого районного суда г. Москвы внесены изменения в сведения ЕГРН о координатах поворотных точек границ земельного участка. Решение суда вступило в законную силу, на основании данного решения кадастровым инженером был подготовлен межевой план, предусматривающий одновременно внесение изменений в ЕГРН относительно границ земельного участка с кадастровым номером *, также установленных решением Троицкого районного суда г.Москвы, вместе с тем осуществление кадастрового учета было приостановлено, затем в его осуществлении отказано в связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером * с границами земельного участка с кадастровым номером *, однако в сведения о границах данного участка с целью исправления реестровой ошибки были также внесены изменения. Решение Троицкого районного суда включено в состав межевого плана, представленного в Управление Росреестра по Москве.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 19 августа 2020 года административные исковые требования Перебякиной Л.В. удовлетворены. Указанным решением постановлено:
признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 02.03.2020 года N77/20-25046 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета;
обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет на основании заявления Перебякиной Л.В. от 22.11.2020 года.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления Росреестра по г.Москве по доверенности Сухов Д.А. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со статьей 5 данного Федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
Согласно части 2 статьи 8 указанного Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу статьи 14 данного Федерального закона г осударственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2).
В силу статьи 61 данного Федерального закона воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Перебякиной Л.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером * на основании договора купли-продажи земельного участка от 9 декабря 2003 года. В границах участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером * площадью 215, 7 кв.м, также принадлежащий истцу на праве собственности.
Земельный участок с кадастровым номером * принадлежит на праве собственности Маристову А.А.
Вступившим в законную силу решением Троицкого районного суда г. Москвы от 11 декабря 2018 года с учетом определения того же суда от 6 марта 2019 года об исправлении описки из ЕГРН исключены сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами *, *, * по адресу: *. Данным решением суда постановлено внести изменения в ЕГРН в отношении координат поворотных точек земельных участков с кадастровыми номерами *.
Кадастровым инженером Макиевской С.В. подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами *.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 29 ноября 2019 года N77/19-166821 приостановлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером * в связи с наличием пересечения границ земельного участка с кадастровым номером * с границами земельного участка с кадастровым номером *.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отклонено заявление Перебякиной Л.В. об обжаловании решения о приостановлении (л.д.67).
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 2 марта 2020 года N77/20-25046 в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости отказано.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в силу статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Приказом Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 года N 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке. Раздел "Сведения о частях земельного участка" включается в состав межевого плана, в случае, если кадастровые работы выполнялись в целях образования части (частей) существующего земельного участка при этом не осуществлялось уточнение местоположения границ земельного участка или образование земельных участков. В иных случаях сведения о частях земельных участков включаются в состав следующих разделов межевого плана: "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", "Сведения об измененных земельных участках и их частях", "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" (п.12). Если межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка, в разделах "Схема расположения земельных участков" и "Чертеж земельных участков и их частей" отображаются границы всех земельных участков, сведения ГКН о которых подлежат уточнению (п.70).
Из анализа названных законоположений следует, что местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок. При отсутствии у заявителя такого документа либо отсутствия в указанном документе таких сведений представленный заявителем межевой план должен содержать обоснование не только границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более, но и изменение его площади или границ по сравнению с площадью, указанной в свидетельстве о собственности, со ссылкой на конкретные правоустанавливающие документы, свидетельствующие о предоставлении земельного участка изначально фактически в большем размере или в иных границах. Допускается использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости и (или карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Согласно статье 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая, что вступившим в законную силу решением суда от 11 декабря 2018 года постановлено устранить реестровую ошибку и внести в ЕГРН изменения в отношении координат поворотных точек земельных участков с кадастровыми номерами *, суд пришел к правомерному выводу о том, что отказ административного ответчика в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером * в связи с наличием пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами * нарушает право административного истца на приведение в соответствие правоустанавливающих документов и ее право собственника недвижимого имущества, при том, что тем же судебным решением соответствующее пересечение границ указанных земельных участков было установлено и подлежало устранению, а необходимость внесения изменений в ЕГРН в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером * была отражена в межевом плане, представленном административному ответчику (л.д.96-106).
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о наличии пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами *, что, по мнению административного ответчика, препятствует осуществлению государственного кадастрового учета изменений местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 19 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.