Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей С.И. Коневой, В.В. Ставича, при секретаре А.В. Малаховой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе представителя административного истца М.В. Чугунова по доверенности С.В. Тюшевского на решение Головинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного иска М.В. Чугунова о признании незаконным решения Управления Росреестра по Владимирской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании произвести учет изменений вида разрешенного использования земельного участка для ведения садоводства, УСТАНОВИЛА:
М.В. Чугунов обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что пользуясь правами собственника земельного участка по адресу: адрес,... (далее - земельный участок), решилиспользовать его в целях ведения садоводства.
Обратившись в Росреестр по Владимирской области с заявлением об учете изменения в государственной кадастре недвижимости вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения на основании декларации собственника, он получил решение об отказе в удовлетворении заявления.
Административный истец полагает, что правомочие собственника позволяет ему использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения по своему усмотрению и это не нарушает действующего законодательства.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца М.В. Чугунова по доверенности С.В. Тюшевский по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Установлено, что М.В. Чугунову на праве собственности принадлежит земельный участок кадастровый номер... с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
В орган государственной регистрации М.В. Чугуновым предоставлено заявление ль 13 ноября 2019 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровый номер... на основании декларации собственника о выбранном виде разрешенного использования земельного участка - "для ведения садоводства".
Решением Росреестра по Владимирской области от 2 декабря 2019 года N33-0-1-87/2019-1588 М.В. Чугунову отказано во внесении в ЕГРН сведений о земельном участке на основании части 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При рассмотрении заявления М.В. Чугунова о внесении в ЕГРН недвижимости изменении вида разрешенного использования Росреестр по Владимирской области исходил из того, что изменение вида разрешенного использования для данного земельного участка возможно только после перевода этого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил положения статей 7, 42, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, также положения статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о том, что использование земельного участка находится в непосредственной зависимости от категории земель, к которой он отнесен.
При этом вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен исключительно и только согласно той категории, к которой он отнесен, с учетом имеющихся ограничений.
Материалы дела свидетельствуют о том, что земельный участок кадастровый номер... для целей садоводства, дающего право возведения на нем строений, М.В. Чугунову не предоставлялся, так как для земельного участка определен вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером... образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером.., который в свою очередь был образован в результате перераспределения земельных участков из земель сельскохозяйственных угодий (пашня), принадлежавших наименование организации.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется З емельным кодексом РФ.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для ведения крестьянского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для дачного строительства.
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Судебная коллегия полагает, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этого земельного участка в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).
Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года (ответ на вопрос 5).
В апелляционной жалобе представитель административного истца, как на основание изменения вида разрешенного использования земельного участка, ссылался на правила землепользования и застройки, утвержденные администрацией Каринского адрес, согласно которым для спорного земельного участка определена территориальная зона С3 - зона сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.
Судом в решении дана правовая оценка этому акту, который, по мнению судебной коллегии, на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует признать не подлежащим применению при разрешению настоящего спора. Изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам.
Это соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 сентября 2017 года N304-КГ17-12846.
Апелляционная жалоба не содержит других доводов, которые являются основанием для отмены решения суда, поскольку ее доводы не учитывают как приведенных выше законоположений, так и иных нормативных предписаний, в отношении которых Росреестром по Владимирской области в соответствии со ст. 62 КАС РФ представлены доказательств их соблюдения.
Также судебная коллегия находит, что право административного истца на использование земельного участка в соответствии с его категорией оспариваемым решением ограничено не было.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.