Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б., при секретаре Малаховой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Бойматова ... на решение Басманного районного суда г. Москвы от 07 июля 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Бойматова... к Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища, обязании устранить допущенные нарушения, отказать", УСТАНОВИЛА:
Бойматов Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения от 23 марта 2020 года... об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обязании устранить допущенные нарушения, обосновывая свои требования тем, что в случае возвращения в страну гражданской принадлежности его жизнь и здоровье могут быть подвергнуты опасности.
Административный истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель административного ответчика ГУВМ МВД России в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменные возражения на административное исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
В заседание судебной коллегии административный истец не явился, извещался надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика - Корчагина В.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Басманного районного суда г. Москвы от 07 июля 2020 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Бойматов Р.А, паспортные данные.., является гражданином Республики Таджикистан, по национальности - узбек, вероисповедание - ислам, родной язык - узбекский, свободно владеет таджикским и русским языками, образование - среднее специальное, в 1992 году окончил СПТУ N12 по профессии: электрик, с 1987 по 1990 годы проходил службу в армии по призыву, семейное положение - женат на гражданке... паспортные данные, от брака имеет пятерых детей, граждан... паспортные данные,... паспортные данные,... паспортные данные,... паспортные данные, с... паспортные данные. Супруга и дети заявителя проживают на территории...
По данным АС ЦБДУИГ, Бойматов Р.А. с 2007 года неоднократно прибывал на территорию Российской Федерации, последний раз 11 февраля 2019 года, цель въезда - работа. Со слов Бойматова Р.А. последний раз на территорию Российской Федерации прибыл 27 августа 2019 года с территории Республики Казахстан. Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "Сырым". Сообщил, что Государственную границу Российской Федерации пересекал формально в связи с необходимостью легализации своего правового положения.
Также имеются сведения об оформлении заявителем в 2007 и 2008 разрешений на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации... патентов на работу в период с 2011 по 2018... ; заключении трудовых контрактов в 2016 году по профессии "электрик участка" дважды.
В 2018 году Бойматов Р.А. был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (мелкое хулиганство), с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 руб.
Личность административного истца удостоверена национальным паспортом N... выданным 01 сентября 2012 года компетентными органами Республики Таджикистан, сроком действия до 01 сентября 2017 года.
В настоящее время заявитель пребывает по адресу: г. Москва, проезд Досфлота, д. 2, стр. 1 без постановки на миграционный учет. Источник средств к существованию - осуществление трудовой деятельности без оформления соответствующих документов.
05 февраля 2017 года Бойматов Р.А. задерживался сотрудниками линейного отдела МВД России на станции Москва-Киевская как лицо, находящееся в межгосударственном розыске за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 187 УК Республики Таджикистан (участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей организованных групп).
Постановлением Пресненского районного суда г. Москвы от 06 февраля 2017 года с целью обеспечения проведения экстрадиционной проверки в отношении Бойматова Р.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок до 16 марта 2017 года. В дальнейшем постановлениями Бабушкинского районного суда г. Москвы срок заключения под стражу неоднократно продлевался, последний раз до 04 февраля 2018 года.
Находясь под стражей, Бойматов Р.А. 19 июля 2017 года обратился в ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав его преследованием в Таджикистане по политическим и национальным мотивам, в частности в незаконном уголовном преследовании. Указал, что уголовное дело против него сфабриковано, о том, что находится в розыске не знал, членом каких-либо запрещенных организаций не являлся. Считает, что в случае возвращения в страну гражданской принадлежности может подвергнуться внесудебной расправе и стать жертвой негуманного обращения, насилия.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 11 августа 2017 года Бойматову Р.А. отказано в предоставлении временного убежища на адрес в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах".
Указанное решение административный истец обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России от 05 октября 2017 года N... решение ГУ МВД России по г. Москве от 11 августа 2017 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
Указанное решение Байматов Р.А. обжаловал в Басманном районном суде г. Москвы.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 19 января 2018 года решение ГУВМ МВД России от 05 октября 2017 года N... признано правомерным, в удовлетворении жалобы Бойматова Р.А. отказано.
Апелляционным определением Московского городского суда от 18 июня 2018 года решение Басманного районного суда г. Москвы от 19 января 2018 года оставлено без изменений, апелляционная жалоба без удовлетворения.
02 февраля 2018 года в соответствии с постановлением Московско-Смоленской транспортной прокуратуры Бойматов Р.А. освобожден из-под стражи по истечении предельного срока содержания.
23 декабря 2019 года административный истец повторно обратился в ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав его опасением возможного уголовного преследования со стороны правоохранительных органов Республики Таджикистан по политическим и национальным мотивам. Считает, что в случае возвращения в страну гражданской принадлежности может подвергнуться внесудебной расправе и стать жертвой негуманного обращения, насилия.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 16 января 2020 года Бойматову Р.А. отказано в предоставлении временного убежища в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах".
Указанное решение истец обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
23 марта 2020 года решением ГУВМ МВД России... решением ГУ МВД России по г. Москве от 16 января 2020 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы Бойматова Р.А. отказано.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии со ст. 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации освобождает участвующих лиц от необходимости их дальнейшего доказывания.
Порядок предоставления временного убежища определен Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
В силу п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Согласно ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения об отказе в предоставлении административному истцу временного убежища на территории Российской Федерации учтено, что последний не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец". Кроме того, отсутствуют основания полагать, что в случае возвращения на родину административный истец, может быть, подвергнут негуманному обращению.
Проанализировав все представленные материалы, суд обоснованно указал, что оспариваемое решение соответствует Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
При указанных обстоятельствах, а также с учетом того, что административным истцом не приведено конкретных фактов того, что в случае возвращения на родину существует реальная угроза его безопасности, также не заявлялось о наличии тяжелых заболеваний и нуждаемости в срочной медицинской помощи, или о том, что он лично подвергался преследованиям на территории Республики Таджикистан, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что имеются гуманные побуждения для предоставления административному истцу, вследствие наличия реальной угрозы его жизни в стране гражданской принадлежности, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку ничем не подтверждены.
Кроме того, суд пришел к правильному выводу о том, что из поданного в суд заявления, доводов апелляционной жалобы, следует, что истец рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.
Подобное понимание административным истцом порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана правильная оценка, с которой согласилась судебная коллегия; они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 07 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бойматова Р.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.